Posted 25 апреля, 08:40
Published 25 апреля, 08:40
Modified 25 апреля, 08:42
Updated 25 апреля, 08:42
Игорь Злобин
Прямой ущерб украинской экономике в результате военных действий составил 155 млрд. долларов, подсчитали эксперты Центра европейской политики и анализа (CEPA). В эту сумму вошла стоимость уничтоженных или поврежденных материальных активов и объектов инфраструктуры.
В наибольшей степени пострадали жилье (ущерб оценивается в 58,9 млрд долларов), транспорт (39,9 млрд долларов), торговля (15,7 млрд долларов), сельское хозяйство и леса (13,2 млрд долларов), энергетика (9 млрд долларов) и образование (6,8 млрд долларов).
Эксперты отметили, что реальные цифры могут быть еще выше, поскольку обстановка на фронте не позволяет оценить масштабы ущерба в полной мере. Но главное, по их мнению, заключается в другом: общая смета многократно превышает цифры прямого ущерба, поскольку в нее следует включить потери, связанные с прерыванием естественного функционирования экономики и экономических субъектов, то есть — упущенную прибыль и отсутствие инвестиций, отмечают авторы исследования.
К тому же, по мнению европейских экспертов, решение об интеграции Украины в Евросоюз потребует не столько восстановления былой экономической структуры, сколько создания новой, современной экономики. А потому объемы вложений в реконструкцию Украины будут значительно больше, чем просто компенсация ущерба.
К примеру, по приблизительным оценкам, сектор производства потерял 29 млрд долларов, его недополученная прибыль еще больше, примерно в 10 раз, то есть 250 млрд, а для модернизации этого сектора нужны еще и инвестиции в размере около 140 млрд долларов. То есть общая сумма составит уже 420 млрд долларов.
В общей же сложности, если произвести подобный пересчет, то восстановление и реконструкция Украины оценивается экспертами в 1,14 трлн долларов, из которых 154,9 млрд долларов — это компенсация прямого ущерба, 500 млрд долларов — недополученная или упущенная прибыль и примерно столько же — инвестиции в строительство более современной экономики.
Эксперты напоминают, что расходы США на план Маршалла, который позволил восстановить европейскую экономику после Второй мировой войны, составили с апреля 1948 года по июнь 1952 года всего 13,3 млрд долларов, что на тот момент было эквивалентно 1,6% ВВП США. А вот сегодняшняя сумма для Украины существенно больше — 2% совокупного ВВП стран ЕС и G7.
Пока что союзники Украины зарезервировали на эти цели только 375 млрд долларов, и в эту сумму вошли около 70 млрд. долларов средств, гарантированных ЕС и МВФ, а также 300 млрд. долларов замороженных активов Центробанка России.
По мнению экспертов, главную роль в восстановлении Украины должны сыграть не средства, выделенные из бюджетов ее союзников, а усилия международного бизнеса. Известно уже, что в рамках платформы Ukraine Business Compact свою готовность инвестировать в восстановление Украины выразили руководители примерно 600 компаний из 42 стран.
При этом эксперты подчеркивают, что судьба этих инвестиций напрямую будет зависеть от самой Украины, от уровня ее интеграции в ЕС, и в первую очередь — от продолжения антикоррупционной реформы, расширения роли гражданского общества и децентрализации власти.
Пока же Киев не полностью выполнил семь предварительных условий для начала переговоров о вступлении в ЕС, для успеха программ восстановления страны необходимо успешное завершение реформ, пишут эксперты CEPA.
Украине остро требуется модернизация госуправления, повышающая его прозрачность и качество. Страна также должна довести до конца земельную реформу, разрешив приобретать сельскохозяйственные земли всем юридическим лицам, в том числе иностранцам, уверены авторы доклада. Необходима и реформа судебной системы с частичным введением прецедентного права и повышением общественного контроля.
А кроме того, до сих пор не решена проблема деолигархизации и коррупции, без чего реформы обречены на неудачу. Если система гражданского контроля не будет развиваться, эрозия власти в условиях военных действий и отсутствия выборов станет практически неизбежной.
В недавнем опросе жителей Украины проблема коррупции оказалась на первом месте в списке угроз украинской государственности (51% опрошенных), обогнав даже «вооруженный конфликт» (46%). Авторитет государственной власти и ее представителей неуклонно снижается, считают аналитики.
Эффективное продвижение украинских реформ необходимо не только Киеву, но и Брюсселю, уверены эксперты CEPA. В отличие от США, у Европы нет выбора: процесс интеграции запущен и, по сути, является единственным шансом для Украины и экзистенциальным вызовом для ЕС. Неудача обернется резким падением доверия к структурам Евросоюза со стороны его жителей и дестабилизацией его восточной части.