Мария Соколова
В 1:23 ночи 26 апреля на Чернобыльской АЭС в 4 энергоблоке в результате проведения испытаний прогремел взрыв. Есть разные версии того, почему сотрудники не предотвратили аварию, почему не сработала автоматика и погибло столько людей. Но сегодня мирный атом — неотъемлемая часть нашей жизни и основной «чистый» источник энергии без постоянных выбросов в атмосферу помимо ветряков и солнечных панелей.
В основной фазе ликвидации последствий в 1986–1987 годах приняли участие 240 тыс. человек, а всего насчитывается более 550 тыс. ликвидаторов. Количество погибших и пострадавших в результате аварии оценить сложно.
Взрыв на АЭС не похож на взрыв атомной бомбы. Здесь не будет ядерного гриба, выжигающего излучения и сметающей всё вокруг взрывной волны. Взрыв на АЭС — это разрушение реактора из-за перегрева теплоносителя и превышения допустимого давления.
Это можно сравнить с оставленной на плите скороваркой с неисправным клапаном. Взрывчатки нет, но разнесёт вокруг много всего. В случае со скороваркой кухня будет забрызгана жирным бульоном, а в случае с АЭС — радиоактивными элементами.
После разрушения ядерная реакция не прекращается, она просто становится неконтролируемой. Из расплавленного ядра в атмосферу выбрасывается масса радиоактивных веществ. Перед аварией в реакторе 4 блока находилось 180–190 тонн ядерного топлива. В атмосферу попало 5–30% от этой массы.
В первые 3 месяца после чернобыльской катастрофы скончался 31 человек, ещё 19 человек умерли в период 1987–2004 годов. Таковы признанные МАГАТЭ прямые потери от аварии. Ещё 134 человека перенесли острую лучевую болезнь. Также высокие дозы облучения могли впоследствии стать причиной смерти более 4 тыс. человек.
Но радиация оказывает длительное влияние, прямую связь между облучением и смертью установить бывает непросто. Данные ООН говорят о 8,4 миллионов человек, так или иначе пострадавших от последствий аварии в Чернобыле.
Реакторы типа РБМК-1000, которые использовались на Чернобыльской АЭС, в России всё ещё применяются. Но постепенно уходят в прошлое, доживая свой век.
На Курской АЭС были остановлены и выведены из строя 4 реактора РБМК-1000 в 1993, 2012, 2022 и в 2024 годах. На этой АЭС остались в работе 2 реактора этого типа, которые проработают до конца 2028 и 2030 годов соответственно.
На Ленинградской АЭС было 4 подобных реактора. 2 из них планово вывели из строя в 2018 и 2020 годах, ещё 2 будут работать до 2025 года.
На Смоленской АЭС действует 3 реактора РБМК-1000, которые уйдут на покой в 2027, 2030 и 2035 годах.
Но и стоит учитывать, что современные системы управления реакторами РБМК-1000 сильно отличаются от тех, что применялись на Чернобыльской АЭС. Игнорировать подобный опыт было нельзя. Поэтому первая модернизация реакторов завершилась уже к 1988 году. После реакторы перевели на новое топливо, изменили резервную систему охлаждения, создали трёхкратное резервирование электропитания систем безопасности. От старых реакторов, по сути, остался только принцип работы.
Ещё 3 реактора подобного типа, но намного более слабые (12МВт вместо 1000Мвт) установлены на Билибинской АЭС на Чукотке, которая питает местный ГОК. Разрешение на работу у этой станции истекает 31 декабря 2025 года.
Остальные энергоблоки в России используют реакторы следующего поколения. В эксплуатации находятся 24 водо-водяных реактора типов ВВЭР и КЛТ, а также 2 реактора на быстрых нейтронах. Реакторы этих типов обходились без аварий — технологии уже отработаны. Реакторы, аналогичные чернобыльскому РБМК, использовались на станции в Фукусиме.
Несмотря стремительное развитие мирного атома в Советском союзе, Россия не стала мировым лидером по применению атомной энергетики.
По количеству энергоблоков наша страна занимает 4 место в мире: у нас действует 39 установок, в Китае 48, во Франции 58, а в США — 98. Вот и по выработке атомной энергии мы также на 4 месте в мире — США производят в 4 раза больше атомной энергии. Поджимает Россию небольшая Южная Корея, которая имеет 25 реакторов, а выработка меньше российской на треть.
У России мог бы быть ещё один конкурент — Германия. Но там в 2023 году закрыли последнюю АЭС — власти решили перейти на возобновляемые источники энергии — ветряки, солнечные панели и… энергию из других стран.
В прошлом году Германия впервые была вынуждена закупить электроэнергию на 5,7 млрд евро при том, что сама экспортировала только на 3,5 млрд евро. Немцы были вынуждены потратить 2,2 млрд евро на закупку энергии для собственных потребностей за границей. А это, между прочим, более 200 млрд рублей.
По доле атомной энергии в общей выработке Россия и вовсе делит с США 15 место: АЭС вырабатывают 19,7% от всей энергии. На первом месте Франция — там АЭС производят 70,6% всей энергии.
Германия вышла из атомной гонки по экологическим и, пожалуй, в большей степени, по политическим мотивам. Но в России свои особенности. Атомным электростанциям нужны потребители — нет смысла ставить классическую АЭС в тайге на три деревни. Поэтому большинство АЭС располагаются в западной части России.
У России есть уникальные наработки, которые позволят принести мирный атом в отдалённые уголки. У посёлка Певек на Чукотке базируется первая в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов» — она должна снабжать энергией не только местных жителей, но Билибинский ГОК.
А в прошлом году было положено начало строительству первой малой АЭС в районе якутского посёлка Усть-Куйга, которая в будущем обеспечит энергией местные промышленные предприятия (запуск запланирован на 2028 год).
Тепловая мощность такого реактора составляет 175 МВт — почти в 6 раз меньше, чем у одного чернобыльского реактора. Наземная малая АЭС — это новинка для мировой отрасли, но технологии уже отработаны — такие реакторы не первый год применяются на атомных ледоколах. Так что у России есть шанс стать первой в мире страной, которая обеспечивает атомной энергией удалённые и малонаселённые регионы.
Атомную энергию можно бояться. За 80 лет существования реакторов человечество набило немало шишек. Но вместе с этим каждая авария, хоть и ценой жизни людей, но приводила к качественному скачку в вопросах безопасности.
К тому же атомная энергетика имеет хорошие запасы топлива. Формально разведанных запасов урановой руды должно хватить на 100 лет. Но имеющиеся в России реакторы на быстрых нейтронах имеют прекрасную способность работать на отходах классических АЭС и перерабатывать их обратно в привычное топливо.
Однако лидерами и крупнейшими экспортерами атомной энергии в мире сегодня являются французы. Они запустили программу атомной энергетики ещё в 1950 году — через 8 лет после создания первого примитивного реактора в США («Чикагская поленница» — стопка графитовых брусков, в которые засовывали слитки природного необогащённого урана). А после нефтяного кризиса 1973 года ускорились, поняв, что от ископаемого топлива надо уходить. Сейчас во Франции строится экспериментальный термоядерный реактор ITER.
В России же есть относительно дешёвая гидроэнергетика и ископаемое топливо. Зачастую газовая генерация оказывается просто выгоднее атомной, при этом выбросы в атмосферу от использования природного газа минимальны. Так что на вопрос о том, почему мы не лидеры в мирном атоме можно ответить также, как и на множество других проблем нашей страны — «нефтяная игла».