Юлия Сунцова
Ситуация на дороге: вышедший на обгон автомобиль не успевает завершить маневр и по встречной полосе летит прямо на вас. Ваша скорость — тоже не низкая. Грузовик, который не успевают обогнать, медлителен и неповоротлив. Смертельное ДТП, казалось бы, неизбежно.
Так что же делать, чтоб спасти свою жизнь, жизнь пассажиров и других участников дорожного движения?
Большинство людей, попадая в такие ситуации, действуют интуитивно. Но сложность в том, что правильного ответа тут и нет!
Правила дорожного движения по данному вопросу предписывают действовать безвариантно в соответствии с пунктом 10.1:
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
То есть запомнить просто: видишь на своем пути другого участника дорожного движения или любой объект, просто жмешь тормоз, пока не остановишься. Никаких иных действий не совершаешь. Претензий со стороны ГИБДД будет — ноль. Если останетесь живы.
Во-первых, лобового столкновения при соблюдении такой рекомендации не избежать. Во-вторых, при скорости сближения 180 км/ч — смертельный исход гарантирован. Минимальный шанс выжить при столкновении лоб в лоб появляется, если оба едут со скоростью хотя бы не выше 20-30 км/в час, и то, если очень повезет. Но кто ездит по трассе со скоростью 20 км/ч?
ПДД, конечно, нельзя нарушать, но иногда нужно выбирать вариант, ты прав или жив, и стараться минимизировать человеческие жертвы. Самый распространенный вариант, который озвучивали «НИ» автолюбители и опытные водители — включаем правый поворотник, плавно снижаем скорость и уходим на обочину справа.
— Таким образом у встречного автомобиля появляется шанс проскочить в середине между вами и грузовиком. Даже если на обочине мы потеряем управление и притремся в отбойник — несколько жизней мы сохраним. Конечно, в этой ситуации будет сложно привлечь к ответственности спровоцировавшего ДТП водителя, так как столкновения с ним фактически не произойдет, и он поедет себе спокойно дальше. А в вашем ДТП одновременно виновником и пострадавшим будете вы сами, — говорит частный профессиональный автоинструктор Денис Любкин.
По правилам дорожного движения, действительно нужно экстренно тормозить до полной остановки, но этого часто оказывается недостаточно. Проблема в том, что вы не знаете, как поведёт себя водитель встречной машины, да он и сам часто этого не знает. Кто-то впадает в ступор, а кто-то пытается сражаться до последнего и только усугубляет последствия аварии, говорит Иван Есин, лидер рок-группы «Бардак», обладатель 1 разряда по автомобильному спорту:
— Здравый смысл подсказывает нам, что каждый должен уходить в свою сторону. Машина на встречке — возвращаться в свой ряд, пусть даже с риском притереть обгоняемого, машина на своей полосе — уходить на обочину. Я бы порекомендовал делать именно так, но не резко, а максимально плавно. И лучше как можно быстрее показывать остальным участникам дорожного движения свои намерения поворотником.
На автолюбительских форумах рекомендуют эти же действия.
— Всё правильно: я в таких ситуациях плавно прижимаюсь вправо, встречному тоже нужно прижиматься вправо, ближе к грузовику, чтобы разойтись. Лобовое столкновение — не вариант для обоих, — говорит Павел Гагалинский.
— На скорости 90 км/ч есть время отреагировать и попытаться избежать лобового — оттормозиться. Тормозной путь технически исправного современного автомобиля, движущемся с разрешенной скоростью на трассе на сухом асфальте — порядка 35 метров. При съезде на обочину можно с нее вылететь, но в современных машинах есть все шансы остаться живым, особенно если пассажиры пристегнутые. При скорости в 90 км/ч, при 100 и более — таких шансов уже нет, — рассуждает Роман Грибков.
— Какой поворотник? Какой плавный съезд? Скорость сближения 45 — 110 м/сек! Вам дается меньше 0.5 секунды на уход вправо. Иногда можно влево, но только если ты реальный мастер или движущийся на тебя — уснул и когда нет грузовика в первом ряду навстречу, конечно же. Фактически редко кто увернется, — говорит автолюбитель Виктор Золотарев.
На бетонке в Московской области так и расходятся часто. Обочина, слава богу — асфальтовая — целый метр. Ты прижался, фура прижалась, кретин вышел в серединный коридор и уцелел.
Но что, если с обочиной не повезло, и это не Московская область с метровыми спасительными обочинами? Что если прижиматься вправо некуда?
— Была в такой ситуации на горном серпантине — справа был склон горы. Слава богу, идиот успел обратно занырнуть, но навсегда запомнила, как готовилась ко смерти! — рассказывает автолюбительница.
— Знакомые в такой ситуации дали вправо и хватанули щебенку — слетели с дороги, несколько раз перевернулись, чудом остались живы, — рассказывает другая форумчанка.
— Хуже всего, когда гололёд и обочина нечищеная. Скольких там завертело, скольких я из сугробов достал — мертвых и живых, — делится опытом водитель.
Всё бы хорошо, но ситуация усугубляется тем, что в экстренных ситуациях люди часто не могут мгновенно оценить ситуацию, говорят водители. Обгоняющий, видя, что не успевает, и понимая, что не прав, тоже старается освободить полосу, уходя на обочину. Вот там-то оба авто и встречаются, только из-за заносов еще задевают ближайшие авто…
Тормоз — в пол до максимально возможного сброса скорости и оставаться в своей полосе, считает вторая половина автолюбителей. Любое другое поведение может привести к смерти, инвалидности, тюрьме.
Кроме того, только такие действия оставляют шанс встречному автомобилю самому уйти на левую обочину и не встретиться там с вами, либо попытаться встроиться обратно за грузовик, поддерживает предыдущего советчика автолюбитель Аркадий Зубрик.
— Тормозить, но не менять траекторию. Данное правило работает и при ходьбе, когда на тебя внезапно кто-то несется. Если сбавишь ход и будешь продолжать идти прямо, то человек тебя в итоге обойдет без столкновения. Если непредсказуемо заметаться, то столкновение будет максимально болезненным, — говорит Андрей Горковенко.
— По-хорошему ничего не нужно не делать! Уходить на обочину должен тот, кто создал аварийную ситуацию, вы же должны постараться сбавить скорость и двигаться по своей полосе, чтобы не вводить в заблуждение других многочисленных участников движения, которые тоже могут пострадать, — считает водительница Анна Булыщенко.
— Уходить на обочину вправо или пытаться самому занять воображаемый срединный ряд — в корне неправильно. Если чудик понимает, что не успевает закончить обгон, то вправо он не свернёт, так как там ему мешает грузовик. Но ведь и во встречной полосе он не останется, даже если ты свернёшь на обочину, ведь за тобой тоже едут машины. Единственное место, куда ему остаётся уходить — это на левую для него сторону. Так зачем тебе смещаться вправо? Самое правильное решение в такой ситуации — снизить скорость оставаясь в своей полосе. Если ты не маневрируешь, в лоб тебе никто не приедет, чудик увернётся сам, но ему нужно оставить место, куда увернуться, — говорит Николай Паничев.
Автомобиль, который не успевает обогнать, также может попытаться вернуться в свой ряд. Машины из его ряда обязаны уступить торопыге место. Вам остается только притормаживать, чтоб создать доступную дистанцию для перестраивания. В случае лобового удара разметает не только эти два автомобиля, но и все соседние, — считает Елена Кон.
— В последние секунды не стоит делать резкие маневры — так вы запутаете всех участников дорожного движения. Если резко сворачивать в бок, вас занесет, будет крутить в вальсе и точно зацепит уже не одну машину, а несколько, и удар в бок, а не в лобовое — это 99% ваша смерть, — согласен с автомобилистами Денис Шервашидзе.
В идеальном мире водитель грузовика может либо прибавить скорость и дать возможность обгоняющему автомобилю передумать и вернуться в свою полосу, либо наоборот — затормозить, чтобы нарушитель успел завершить обгон. Однако часто тормозной путь грузовика и, наоборот, его возможности по набору скорости сильно ограничены, и в реальности для таких маневров со стороны грузовика уже не хватает времени.
— Что тут сделаешь? Держишь машину строго вдоль оси, добавляешь скорости и тянешь руль на себя. После взлета, на высоте 3 метров начинаешь убирать шасси, закрылки для уменьшения лобового сопротивление. Через одну, максимум, две минуты встречаешся с апостолом Петром для уточнения дальнейший действий, — иронизирует Анатолий Бражник, намекая на обреченность ситуации.
Автомобилисты надеются, что в будущем на дорогах такие ситуации в принципе будут невозможны благодаря технологиям. О потенциально опасных маневрах водителей будет заранее предупреждать искусственный интеллект.
— Автомобили уже укомплектованы всевозможными датчиками, помогающими вождению. Круиз-контроль сегодня спасает жизни водителей. Автопилоты с искусственным интеллектом сведут риски аварий к минимуму. Мой знакомый как-то уснул за рулём, его машина сама остановилась за грузовиком и так вот его выручила, — рассказывает Аркадий Кардашин.
Водители описывают свой опыт попадания в ситуации, когда на огромной скорости на них летит встречка, и деться некуда.
— Трасса Москва-Смоленск. Ночь. Ноль фонарей. Резко заблокированная полоса и закругленный участок. Я вылетаю на встречку. А на меня несется фура — 200 метров между нами. Справа — Ford Mondeo. Дальнобойщик моргнул фарами и я успел обогнать и встроиться в свою полосу. Интуитивно тогда думал, лучше — в легковушку задом, чем под фуру. Притормозил и Ford. Спасибо им обоим, спасли!
— Я однажды был на месте встречного. Зима, а с горы появляется МАЗ. По тормозам — ноль реакции, дорога скользкая. За 5 метров до столкновения меня стянуло в кювет. Больше сплошную не пересекаю, даже если кажется, что всё очень безопасно.
— У меня был похожий случай 26 лет назад. До сих пор всё это стоит у меня перед глазами и всё время проигрывается в памяти. За рулем сидел мой друг, я — рядом. Мы успели вырваться в середину дороги, нажав левый поворотник и таким образом дали коридор нарушителю на встречке. Но тут, откуда ни возьмись, на большой скорости на нас лоб-в-лоб летит Mercedes.
Выходя на обгон, водитель даже не смотрел на дорогу, он целовался с девушкой! Спас резкий свет наших фар. Друг не растерялся и дёрнул рычаг включения дальнего света. Водитель Мерса увидел свет боковым зрением и вывернул руль влево — на крайний левый ряд. Но там мчалась на встречу другая машина и, слава богу, водитель тоже успел среагировать и ушел на обочину. Мерс в итоге проскочил на большой скорости по левому крайнему ряду.
Это мгновение длилось вечно, как в замедленной съемке, как в кино. Мы потом догнали Мерс. Водитель был пьян и тоже сильно перепуган, двигался уже очень медленно.
— Я попал в такую ситуации в 1997 году на ВАЗ 21083. На трассе моросило, ограниченная видимость. Проехал аккуратно поворот, поднимаюсь в небольшую горку со скоростью 60-70 км/ч и на самом пике вижу на встречке несущуюся прямо на меня фуру. Из-за фуры выходит на обгон Fiat Croma. Я — по тормозам и жмусь обочине справа. И он, глупец, тоже берет влево — и почти в лоб ко мне со стороны водителя.
Спасло меня и жену только то, что мы были пристегнуты. Мне в грудное сплетение впечатывается руль, удар — в правое колено. У жены — синяки от натянутого ремня. Спинки передних сидений вырвались из креплений и зажали наших детей. Дочке повезло, что голова прошла между сидениями. Ничего я в этой ситуации не успел, кроме как крикнуть «Держитесь!!!».