Posted 23 апреля, 07:06
Published 23 апреля, 07:06
Modified 23 апреля, 07:08
Updated 23 апреля, 07:08
Игорь Злобин
Тысячи рейсов гражданских пассажирских самолетов, курсирующих между Великобританией и странами Балтии, пострадали из-за помех в спутниковой навигации, которые предположительно создают российские «глушилки», пишет британское издание The Telegraph.
Эксперты проанализировали журналы полетов с помощью данных сайта GPS Jam, который регистрирует случаи вмешательства в работу системы глобального позиционирования (GPS), и выяснили, что помехам только за последние восемь месяцев подверглись 2309 рейсов авиакомпании Ryanair, 1368 рейсов Wizz Air, 82 рейса British Airways и 4 рейса EasyJet.
Известно, что в GPS-помехах содержатся данные, нарушающие сигналы спутниковой навигации, от которых зависит работа систем авиалайнера. Принимая ложные сигналы, сбитые с толку навигационные компьютеры пассажирских самолетов начинают выдавать во время полета ошибочные предупреждения, мешая работе пилотов, и, таким образом, подвергая опасности жизни пассажиров.
Такие сигналы могут нести ложную информацию о высоте полета и местоположении воздушного судна, предупреждая, о якобы возникшей опасности столкновения самолета с наземным препятствием или его снижения ниже безопасной высоты в холмистой или городской местности.
Издание также сообщает, что российский Калининград, расположенный как раз на пути между Великобританией и странами Балтии, слывет среди пилотов гражданских авиалайнеров «горячей точкой», в которой возникает множество навигационных помех.
Журналисты приводят в качестве примера инцидент, который произошел в марте этого года во время полета британского самолета с министром обороны Грантом Шэппсом на борту из Польши в Великобританию. Когда воздушное судно находилось над Калининградской областью, в течение примерно 30 минут, его системы принимали сигнал GPS с помехами. Позже британская сторона это подтвердила, сообщив, что «угрозы безопасности самолета не возникло».
В публикации также сообщается о том, что британские авиакомпании уже много лет жалуются на эту проблему, причем после начала российско-украинского конфликта она только обострилась.
Впрочем, это происходит не только в балтийском регионе. Издание напоминает, что в этом году пилот одной из ведущих авиакомпаний страны рассказал журналистам: «Каждый наш рейс через северную Турцию и Ирак, проходящий вдоль российской и иранской границ, сопровождается теперь помехами GPS. Авиационные системы предупреждают нас, когда что-то не работает. Часто мы получаем множество предупреждений в течение нескольких часов. Так продолжается уже около года».
В таких случаях пилоты обычно переключаются на резервные навигационные системы, используя, в том числе, и наземные маяки, которые работают на других радиочастотах.