Ирина Мишина
Как сообщил «Новым Известиям» вице- президент АТОР Артур Мурадян, вчера компанией Turkish Airlines с рейсов, направлявшихся в страны Латинской Америки, было снято более 30 российских туристов.
… Глеб летел в Мексику на концерт Мадонны. Помимо концерта Глеб планировал отдохнуть в солнечной Мексике. Но попасть в Мексику ему было не суждено. В минувшую пятницу он вылетел бортом Turkish Аirlines из Санкт-Петербурга в Канкун с пересадкой в Стамбуле.
По его словам, проблемы начались перед посадкой. Ко всем подходила женщина с бейджиком Gozen Security и рассеивала людей по разным очередям. На стойке женщина увидела российский паспорт. Со словами «Ох, ещё один русский паспорт!» перечеркнула чёрной ручкой штрихкод, а затем на паспортном контроле Глебу отказала в посадке на самолёт, хотя у него были на руках обратные билеты и бронь в отеле. Также, по словам Глеба, было отказано ещё нескольким пассажирам с российскими паспортами под предлогом того, что у них «маленькая история путешествия».
Таких историй — сотни, тысячи, и о них «НИ» рассказывали неоднократно.
Вот, например, Элина заранее приобрела билеты, оформила необходимую визу, подготовила приглашение от подруги — резидента Мексики. У неё были многочисленные шенгенские визы и виза США.
В 2022-м она отдыхала в Канкуне — и тогда проблем не возникало. Но при последней посадке на рейс сотрудники компании Gozen Security проверили её документы и махнули рукой в сторону выхода, назвав её «недостаточным путешественником».
Разобраться в этом беспределе не смогли и на стойках «туркишей», отправив Элину обратно к секьюрити. В итоге этот абсурдный многочасовой пинг-понг ни к чему не привёл. Облом от Turkish Airlines влетел москвичке в копейку: ущерб составил почти 300к рублей, которые ей возвращены не были. По словам Элины, вместе с ней на рейс не пустили около 30 россиян.
До этого «НИ» писали о том, как Turkish Airlines разлучила семью, не пустив в Канкун из Стамбула. Разлучить семью россиян попытались сотрудники Turkish Airlines: русскому юноше с немецким гражданством предложили лететь на отдых в Мексику без родителей, так как у них были только российские паспорта
Переросла в громкий скандал и история с тремя россиянками, которые потеряли 4 миллиона рублей, не улетев в Мексику Turkish Airlines. На требования объясниться, им просто показали скрин якобы из какой-то инструкции, переведённый на русский. Он гласил: «Ранее вы не были в таких могущественных странах, как Америка или Канада».
Купленные заранее билеты и бронь отеля работников турецкой авиакомпании не убедили. Предельно расстроенным россиянкам пришлось вернуться в Москву. Девушки потеряли ₽4,1 млн, которые им никто не вернул.
На официальном сайте «Турецких авиалиний» нет ни слова про какие-либо ограничения для пассажиров, вылетающих в Мексику.
Вместе с тем, некие правила «Туркиш Эрлайн» все же некоторое время назад официально обнародовала.
В ответном письме Генконсульству России в Стамбуле были перечислены причины недопуска до полетов.
Так, перевозчик сообщил, что при организации перелетов «руководствуется правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и условиями страны-следования». В числе таких требований могут быть наличие единого номера бронирования на рейсы туда и обратно, а также подтверждения брони гостиницы, отсутствие различий между датами авиарейсов и датами бронирования отелей, наличие у пассажира багажа помимо ручной клади, наличие у пассажира кредитных карт и наличных денежных средств и прочее.
«В случае выявления несоответствия вышеперечисленным требованиям авиакомпания, как сообщается, оставляет за собой право отказать пассажиру в осуществлении перевозки», — добавили в Генконсульстве РФ.
На рейсах Turkish Airlines в Южную Америку также проходят дополнительные проверки. В частности, компания оставляла за собой право отказать пассажирам с «чистым паспортом», а также путешественникам, которые летят на долгий срок без багажа. По некоторым данным, таким образом перевозчик снижает свои риски по вынужденной депортации пассажиров.
Но что делать, если пассажир летит с багажом, его паспорт испещрен отметками о визах в другие страны, есть кредитные средства и наличные деньги? Но ему все равно отказывают. Причем, в большинств случаев это делает даже не собственно сотрудник «Туркиш Эрлайн», а представитель секьюрити.
«Мы считает все происходящее нарушением прав пассажиров, они несут расходы с альтернативными маршрутами. Также нарушен Воздушный кодекс РФ, закон о защите прав потребителей. Все документы у пассажиров были в порядке. Сейчас мы направили досудебную претензию относительно трех девушек, снятых с рейса. Они летели бизнес-классом, у них был дорогой тур. Чтобы не терять клиентов, мы за свой счет предложили им другой тур. В скандал вовлечены и АТОР, и МИД, вопросов много. Но есть риск, что „Туркиш Эрлайн“ переложит все проблемы на третью сторону — на секьюрити. Но мы намерены отстаивать свои права и дойти до Верховного суда», — сообщил «НИ» вице-президент АТОР, гендиректор Space Travel Артур Мурадян.
Мы поинтересовались у г-на Мурадяна, каковы причины массового снятия «Туркишами» с рейсов в Латинскую Америку россиян.
«Причин несколько. Во-первых, это давление со стороны США. Турецкие авиаперевозчики — основные для россиян, поэтому идет давление. Я сомневаюсь, например, что мексиканские пограничные службы вообще в курсе происходящего», — считает вице-президент АТОр Артур Мурадян.
Есть в этой истории и еще одна подоплека, о которой не очень принято упоминать. Тем не менее, представитель туристической отрасли, пожелавший остаться не названным, сообщил «НИ»:
«Turkish Airlines может не пускать россиян в Аргентину из-за выросшей популярности „родильного туризма“. Новые власти Аргентины настроены не очень-то дружелюбно по отношению к России. А ведь рождение ребенка в этой стране автоматически дает ему и родителям право на аргентинское гражданство. Что касается Мексики, считается, что из этой страны россияне массово пытаются перебраться потом в США. То есть нелегально пересекают американскую границу и сдаются властям, чтобы получить убежище. С начала конфликта в Украине число таких российских перебежчиков выросло кратно».
Глава консульского отдела посольства России в Аргентине Георгий Полин приводит статистику: в 2022 году в Аргентину переехали более 2 тыс. россиян, многие из которых — беременные женщины.
Однако, по мнению политологов, политические мотивы в действиях «Туркиш эрлайн» все же доминируют.
«Турция — сейчас главный хаб, через эту страну идет сообщение России с остальным миром. Не исключено, что США и Запад пригрозили санкциями турецким авиакомпаниям в рамках давления на Турцию. И турки испугались вторичных санкций. Вопрос мог быть поставлен так: „Вы — страна НАТО, вы должны действовать в русле общей политики и не обслуживать русских пассажиров. Сейчас руками западных стран раздувается авиаскандал России с Турцией“, — считает доктор исторических наук, руководитель Центра политических исследований Борис Шмелев.
Есть и другие версии.
«Турецкие авиалинии боятся, что местные латиноамериканские компании не пустят россиян на борт, и туркам придется возвращать российских пассажиров за свой счет, неся издержки. Но главное в этой истории — боязнь вторичных американских санкций. МИД уже заявил, что все происходящее приведет к потерям турецких авиалиний, так многие туристы просто перестанут им доверять из-за непредсказуемости. Но, думаю, скандал зашел настолько далеко, что Турецким авиалиниям придется как-то выкручиваться», — заявил «НИ» политолог Сергей Марков.
Очевидно, что такое отношение к пассажирам рано или поздно обернется для Турецких авиалиний проблемами. Путать туризм с политикой — дело не просто опасное, но и не выгодное.
Странно и то, что российские дипломатытак долго хранили молчание и до сих пор всего лишь «отслеживают» проблемы.
«Российские дипломаты в Турции плотно мониторят ситуацию с транзитом росграждан в страны Латинской Америки с учетом возникающих здесь в последнее время сложностей в аэропорту Стамбула», — сообщил генеральный консул России в Стамбуле Андрей Буравов. Он также сообщил, что «вопрос доведен официальными обращениями до сведения руководства „Турецких авиалиний“ до МИД Турции.
Для того, чтобы МИД «обратил внимание» на проблему, понадобилось больше месяца! И больше тысячи человеческих трагедий — а именно столько российских туристов было снято с рейсов.
П.С. Дипломаты рекомендовали россиянам не летать крупнейшей авиакомпанией Турции. Посольство России в Турции советует россиянам подумать о целесообразности использования услуг авиакомпании Turkish Airlines после того, как перевозчик начал снимать граждан РФ с рейсов в Латинскую и Северную Америку. «Вынуждены посоветовать нашим гражданам тщательно взвешивать целесообразность использования услуг данной авиакомпании», — говорится в сообщении дипмиссии.