Posted 22 апреля, 02:39
Published 22 апреля, 02:39
Modified 22 апреля, 05:47
Updated 22 апреля, 05:47
Олег Суворов
Эта сумма — $2,443 трлн — равняется 2,3% глобального ВВП, посчитали специалисты Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI) в своем обзоре Trends In World Military Expenditure, 2023.
Небывалый рост расходов на оборонку эксперты связали с украинским конфликтом, а также с эскалацией геополитической напряженности в Азии, Океании и на Ближнем Востоке. Тенденция зафиксирована во всех пяти географических регионах. Наиболее четко она прослеживается в Европе, Азии и Океании и на Ближнем Востоке.
На первом месте по оборонным расходом в минувшем году оказались Соединенные Штаты. Из бюджета США на военные нужды ушло $916 млрд — 3,4% национального ВВП. В прошлом году Вашингтон тратил на оборонку $877 млрд, или 3,5% ВВП.
Пекин вложился в вооружение и т. п. суммой, равной $296 млрд. Это 1,7% ВВП. С таким показателем КНР оказалась на втором месте в топ-стран. В 2022 году расходы были на уровне $292 млрд, тоже 1,7% ВВП.
По мнению авторов отчета, наращивая военные расходы, Китай провоцирует и другие страны этого региона на все большие траты в этой сфере. Они считают растущую военную мощь КНР причиной укреплять свой военный потенциал. Китай же почти тридцать лет планомерно наращивает траты на вооружение.
Россия замыкает тройку лидеров. Москва отдала бюджетные $109 млрд на оборонные расходы. Это 5,9% ВВП. В прошлом году — $86,4 млрд, или 4,1% ВВП.
На четвертом месте находится Индия, сумма составила $83,6 млрд, или 2,4% ВВП. В 2022-м расходы были на уровне $81,4 млрд, или также 2,4% ВВП.
Пятая — Саудовская Аравия. Королевство выложило $75,8 млрд, или 7,1% ВВП в 2023 году, а годом ранее $75 млрд, но тогда это равнялось 7,4% ВВП.
Военные расходы РФ в минувшем году увеличились почти на четверть (24%). Сумма — 16% от всех госрасходов. Доля оборонных расходов в ВВП —5,9%. Так оценили цифры эксперты института. По мнению аналитиков, Москва продолжит наращивать военные расходы.
Эти $109 млрд на 57% превышают показатель 2014 году, когда Крым возвратился в состав России. В 2022-м ассигнования на военные нужды фиксировались в 16% от общих бюджетных расходов, военная нагрузка была на уровне 5,9% ВВП. Это рекордный показатель за все время после развала СССР. Но составители доклада признаются, что не могут назвать точных цифр в случае с Россией, потому расчеты могут быть не совсем корректны.
Увеличению военных расходов России способствовала работа ее экономики. Эксперты подчеркивают, что она превзошла все ожидания, невзирая на падение нефтегазовых доходов.
Украина, дождавшаяся очередной пакет военной помощи от Вашингтона, находится на восьмой строчке. Ее расходы выросли на 51%. При этом показатель равняется огромным 37% ВВП, или 58% от общего объема госрасходов. Другие страны вложили в Киев в 2023 году не менее $35 млрд, из этой суммы на Соединенные Штаты пришлось $25,4 млрд. В совокупности эта помощь и собственные военные расходы Украины были эквивалентны примерно 91% военных расходов России.
Накануне стало известно, что палата представителей США одобрила выделение Украине очередной суммы — на военные нужды. На этот раз Киев получит от Вашингтона $95 млрд.
Украинский лидер Владимир Зеленский уже потребовал от Штатов как можно скорее начать поставки оружия. Больше всего он хочет поскорее получить вооружение большой дальности и системы противовоздушной обороны, чтобы «изменить соотношение сил на поле боя». Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба постоянно говорит о том, что стране нужны больше всего системы противовоздушной обороны Patriot.
Председатель спецкомитета по разведке сената конгресса США Марк Уорнер (демократ от штата Вирджиния) в беседе с CBS сказал, что сенаторы 23–24 апреля утвердят законопроект и представят его на подпись президенту Джо Байдену. В пакет поставок Киеву войдут ракеты ATACMS.
Глава еврокомитета Бундестага ФРГ Антон Хофрайтер (он выступал против поставок кассетных боеприпасов Киеву) в интервью N-TV выразил мнение о том что этот пакет американской помощи может оказаться последним, поскольку в настоящее время поддержка Вашингтоном Киева стала слишком неопределенной. Это очевидно, ведь Конгрессу далось очень непросто одобрение очередного транша.
«Это последний пакет помощи США за очень долгое время — или даже последний вообще», — отметил Хофрайтер.
По его мнению, теперь очередь за ЕС еще больше помогать Украине.