Виктор Левин
Лидером в повышении цен оказался GAC (+53%, до 4,3 млн рублей). Chery прибавила на свой модельный ряд 13,3% (до 3,2 млн рублей). Автомобили Geely стали дороже на 20,4% (в среднем стоит 3,5 млн рублей).
Проще всего объяснить рост цен монопольным (по сути) положением китайских автопроизводителей на российском рынке в сегменте городских кроссоверов. Когда ввезенная параллельным импортом Тойота РАВ4 стоит уже за 5 млн рублей, а немецкий Тигуан готовится штурмовать 6 млн, то аналогичная колесница за 2,3 — 3 млн от Черри или Джили кажется покупателям подарком от добрых дядей из Поднебесной (хотя там эти же модели стоят в районе одного миллиона рублей, если переводить с юаней).
Однако при детальном рассмотрении видно, что средний ценник основных китайских брендов вырос за счет расширения модельного ряда в пользу более дорогих машин, либо появлением совсем новых моделей.
Кроме того, за год в России появилось столько новых китайских брендов, о которых раньше никто ничего не знал, что сравнивать просто не с чем. Анализ рынка демонстрирует рост предложений на 266,6% по сравнению с предыдущим годом!
При этом китайцы вступают в реальную конкуренцию между собой. На волне полной безвыходности покупателей китайцы и их новые российские дилеры пытаются максимально понравиться россиянам. Например, цены на Haval, которые собирают в Тульской области, за год практически не изменилась (2,6 млн рублей), а средний чек на премиальные машины Hongqi опустился аж на 54,5% — правда, за счет привоза в РФ более дешевых седанов Е-класса, а не за счет резкого понижении ценников на большие внедорожники стоимостью от 9 млн руб.
Ну и стоить иметь в виду, что с насыщением рынка и приходом разных производителей дилеры и их серые собратья начинают вести более цивилизованным образом, нежели год или два назад.
Во-первых, появились реальные скидки на модели предыдущего года выпуска. Буквально вчера автору этих строк предлагали купить премиальный гибрид 2023 года «всего-то» за 5,8 млн руб, тогда как с приходом машин 2024 года выпуска, базовый ценник поднимется до 7 млн. Налицо — скидка почти 15 процентов!
Кстати, ровно год назад за этот же гибрид просили в среднем по рынку аж 8 млн рублей! И тогда еще не давали 5-летнюю гарантию, а в Москве не было склада запчастей и сервисов этой марки. Теперь — есть.
Так что определённый прогресс — налицо.
Следует отметить, что вслед за китайцами дорожают и машины АвтоВАЗа. По официальным данным завода, средневзвешенный рост цены на все модели LADA за 12 месяцев 2023 года составил 14,25%. При этом Веста и Гранта в комплектации «кросс» нарастили ценники на 28 процентов.
Если же учесть, что за 2022 год продукция АвтоВАЗа прибавила в цене 40 процентов, то безусловное первое место в гонке за кошельки россиян стоит отдать Тольятти, а не Пекину.