Мария Соколова
Дорогие китайские машины за 2-3 млн рублей и дороже порабощают российский рынок. По итогам первого квартала 2024 года, по оценке «Автостата», продажи автомобилей Haval выросли на 135,1% по сравнению с I кварталом 2023 года, продажи Geely — на 202,7%, продажи Сhangan — на 1023,7%! Только на китайские бренды, входящие в десятку самых популярных, приходится 49,8% всего рынка новых автомобилей.
Складывается впечатление, что у людей очень много денег! Но это лишь красивая витрина, за которой прячется неприглядная реальность. Основной спрос на автомобили приходится на вторичный рынок. И там царствуют совсем другие машины.
За первый квартал россияне купили 1,226 млн подержанных машин — в 3,7 раза больше, чем новых. И король тут второй месяц подряд — «семёрка» Жигулей. На втором месте модель не сильно современнее — «четырка» ВАЗ-2114. В ТОП-10 самых популярных машин вошли также «Нива», «Приора» и «десятка».
Вот это реальный авторынок России — он не ограничивается блестящими «китайцами» с кучей дисплеев в салоне. Одних только «семёрок» за первый квартал было продано более 27 тыс. штук (столько продали Geely и Haval всех своих моделей вместе взятых, причём в кредит).
Надёжность и безопасность людей не интересует. Главный фактор при покупке машины — её дешевизна. Для кого-то, особенно в небольших провинциальных городах, ВАЗ «классических» моделей — просто рабочая лошадка. Но в последнее время отечественный автохлам стал возвращаться на улицы мегаполисов.
По всей России на «Авто.ру» продаётся 3171 «семёрка», из них 334 объявления о продаже приходятся на Москву — это более 10,5% от всех предложений. Хотя не секрет, что по уровню доходов и предпочтениям в автомобилях Москва и Россия — это две большие разницы.
«Жига» в современном городе стала больше, чем просто транспортное средство. Это уже «боевая классика»! «Горячих» европейских хэтчбеков за умеренные деньги в стране не осталось, новые интересные в управлении машины стоят много миллионов. А «Жига» — это способ для юных гонщиков получить максимум острых ощущений при минимальных затратах. Даже по тексту объявлений видно, что целевая аудитория таких машин — молодые люди, которые только недавно получили права.
Уже за 150 тыс. рублей можно найти экземпляр на ходу с заваркой (жёсткая связь двух ведущих колёс), шеснарём (шестнадцатиклапанный мотор от «Приоры»), гидропалкой (ручной тормоз с гидравлическим приводом), красноярским выворотом (изменённая передняя подвеска), прямотоком (отсутствие глушителя) и прочими необходимыми для зимнего дрифта доработками.
А ещё «Жига» в большом городе — это средство самовыражения и стиль (специфический, но всё же). Дрифт-корчи преображают внешне, как угодно, раскрашивая, обвешивая спойлерами и светодиодными фонарями вместо фар. «Семёрка» без видимых доработок тоже может быть стильным аксессуаром в некоторых кругах — нередко встречаются в продаже машины с наглухо тонированными всеми стёклами, включая лобовое.
Естественно, никакой техосмотр такие корчи не проходят и пройти не могут. Все переделки выполняются бесконтрольно на страх и риск владельца (разве не ради этого покупают «боевую классику»?).
Кто ответственнее подходит к вопросу, тот использует подобные машины только на зимних соревнованиях и специальных трассах. Сейчас набирают популярность 24-часовые гонки на заснеженных кольцевых трассах. Автоспорт — удовольствие дорогое, а Жигули — самый дешёвый билет в мир настоящих гонок.
Но большинство фанатов Жигулей предпочитают порычать мотором без глушителя вблизи жилых домов (да ещё ночью — днём дороги слишком загружены), и поездить боком по обычным улицам и парковкам гипермаркетов.
Местные жители, у которых есть такие соседи, мягко говоря, не рады начинающим автоспортсменам, насмотревшимся фильмов вроде «Тройной форсаж: Токийский дрифт». Все прелести такого соседства описала Анна Прокопьева из московского района Чертаново.
— У нас на юге Москвы недавно завелось несколько таких очень громкоездящих людей. То есть это действительно такой звук, который тяжело выдержать с открытыми окнами. Приходится раз по 10 в день подскакивать. Они могут весь день кататься туда-обратно (видимо не работают нигде парни). Но ездят как на дорогих машинах — Volkswagen, например (то есть намеренно покупают насадку для рёва), так и на ВАЗах старых. Один такой ВАЗ весь размалёван чем-то навроде граффити и написано крупными буквами: «Тр**ну и Брошу» (песня такая есть). А в шиномонтажку на ремонт на эвакуаторе везли как раз иномарку с проколотыми шинами — всего через пару-тройку дней после ее появления в районе.
Зачастую такая гроза парковок оказывается намотанной на фонарный столб или перевёрнутой на обочине — навыков вождения у начинающих дрифтеров не всегда хватает, чтобы удержаться на дороге. И хорошо, если по пути таким снарядам не попадаются ни другие машины, ни пешеходы.
Автоспорт и адреналин всегда манили людей. И будут оставаться привлекательными. Но в России не хватает мест, где люди могли бы безопасно для окружающих и, главное, недорого оттачивать своё водительское мастерство и получать острые ощущения.
Большинство специальных трасс поддерживается исключительно энтузиастами и находится вдали от города. Штраф же от ГИБДД за внесение изменение в конструкцию автомобиля уличных гонщиков не пугает — есть шанс отделаться суммой в 500 рублей. А в худшем случае, если эксплуатация автомобиля будет запрещена, такой Жигуль можно разобрать на запчасти.