Мария Соколова
Российские миротворцы стали покидать территорию Нагорного Карабаха. Событие неожиданное. Ещё вчера первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин сообщал, что Азербайджан пока не требует вывода войск, чтобы не портить отношения с Россией.
По мнению депутата, поводов для сохранения контингента становится всё меньше — армянское население покинуло Карабах, но миротворцы могут гарантировать сохранность имущества на случай возвращения армян.
— Я вижу смысл нахождения наших миротворцев в том, чтобы гарантировать, что ничего не произойдет, например, с оставленными армянским населением домами, памятниками истории и культуры, которые носят всемирно исторический характер.
Ещё в октябре прошлого года российские миротворцы свернули временные наблюдательные посты вдоль линии соприкосновения в Аскеранском, Мардакертском и Шушинском районах. Теперь сообщается, что первый состав вместе с техникой покинул территорию храма Худаванг (Дадиванк) в Кальбаджарском районе. Подтверждаются эти слова видео от свидетелей с перемещением российской техники, которые попадают в Telegram-каналы.
Азербайджанские СМИ первыми преподнесли это событие как начало вывода миротворцев, ещё до того, как Дмитрий Песков подтвердил вывод войск. Разбираемся, что для региона значил миротворческий контингент и к чему приведёт его сокращение.
Военный контингент с согласия Армении и Азербайджана в Карабахе был размещён по итогам Второй карабахской войны в 2020 году. Основные силы были размещены в ноябре того же года вдоль бывшей линии соприкосновения и вдоль Лачинского коридора — шестикилометрового горного пути, который связывал Нагорный Карабах с Арменией.
Задачи миротворческого контингента отличаются от задач вооружённых сил в зоне СВО. У миротворцев нет цели брать штурмом города, они должны просто фактом своего присутствия предотвращать попытки эскалации конфликта. В состав миротворческого контингента входят, например, сапёры российского подразделения Международного противоминного центра. Также был сформирован «Межведомственный центр гуманитарного реагирования», который обеспечивал безопасность возвращавшихся беженцев.
Поскольку сценарий открытого вооружённого противостояния миротворцев одной из сторон не рассматривается, то и численность российского контингента не сравнить с численностью участников СВО: в Карабах прибыло 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортёров, 380 единиц автомобильной техники и 4 вертолёта.
Трёхстороннее соглашение между Россией, Арменией и Азербайджаном предусматривало пребывание миротворцев в течение 5 лет — до ноября 2025 года с автоматическим продлением, если за полгода до истечения срока ни одна из сторон не выступит против.
Но всё изменилось 19–20 сентября 2023 года, когда Азербайджан провёл свою военную операцию, в результате которой было подписано соглашение о прекращении огня, армия Карабаха расформирована, подразделения вооружённых сил Армении выведены из непризнанной республики. Армяне после этого были вынуждены покинуть свои дома, и работы для миротворцев практически не осталось.
Формальное завершение армяно-азербайджанского конфликта ещё не означает, что на границе всё тихо и спокойно. 10 апреля 2024 года произошла очередная перестрелка между пограничниками Армении и Азербайджана в районе Неркин Хндзореск Сюникской области. По данным Службы национальной безопасности (СНБ) Армении, причиной конфликта стал армянский пастух, который пересёк границу в поисках потерянного стада.
Напряжение между Ереваном и Баку не спадает. В такой ситуации российские миротворцы могли бы дислоцироваться на территории Армении, которая в отличии от Азербайджана вместе с Россией входит в состав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и способствовать поддержанию мира на границе.
Но премьер Армении Никол Пашинян высказался категорически против размещения миротворцев на территории республики.
— Это миротворческие войска Российской Федерации в Нагорном Карабахе. Если они выйдут, то они должны вернуться в Россию.
Так что у военнослужащих есть только один путь — проследовать транзитом в Эребуни на базу российских ВВС в Армении. Именно на аэродром Эребуни прибывали миротворцы в 2020 году.
Абсолютного мира в регионе нет, зато есть риск дальнейшей эскалации конфликта — предполагает Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.
— В первую очередь, он (конфликт — прим.ред.) может возникнуть вокруг т. н. Зангезурского коридора — проекта автомобильной и железной дороги из Баку в Нахичевань и далее в Турцию. Проблема в том, что коридор должен пройти по территории юга Армении, и Азербайджан предлагает включить эти дороги и прилегающие земли в состав своей территории, с чем Ереван категорически не согласен.
Но миротворцы из России оказались не нужны. Журналист Кирилл Шулика считает, что текущая ситуация полностью устраивает и Армению, и Азербайджан.
— По большому счету стороны устраивает статус-кво. И Пашиняну, и Алиеву для укрепления власти нужен образ врага. Это популярная на постсоветском пространстве тема, позволяющая сплачивать сторонников вокруг флага.
Помимо этих причин есть и более глобальная — Пашинян уверенно взял курс на сближение с Западом. И Россия в этом союзе явно лишняя. Армения является военным союзником России, является членом Таможенного союза и ЕАЭС, развивает торговлю с Россией (в 2023 году торговый оборот Армении с РФ вырос на 43% до $7,3 млрд — это больше трети всего товарооборота), но Пашинян уже не скрывает новые приоритеты.
Недавно Никол Пашинян провёл встречи с госсекретарём США Энтони Блинкеном и представителями ЕС в Брюсселе, посол Франции в Армении Оливье Деконтиньи подчеркнул, что Франция готова помочь Армении диверсифицировать экономику, оборону и политику, чтобы снизить влияние России.
Также на прошлой неделе Ереван посетила Мария Пейчинович-Бурич — генсек Совета Европы, а министр обороны Армении рассказал о планах и предстоящих реформах армянской армии представителю Австралии. Более того, американская НКО Freedom House в своём последнем докладе назвала Армению «единственной демократией в регионе», которую пытаются задушить окружающие автократии. В конце концов Никол Пашинян открыто критикует Россию за срыв системы безопасности.
— Вы знаете, что по закону система ПВО должна была быть задействована по приказу армянской стороны. В нужный момент мы приказали, но система ПВО не включилась. И таких историй множество.
Если оставить за скобками методы и цели влияния США и ЕС на постсоветские страны, то публичная позиция Армении такова, что Россия больше не может обеспечить безопасность в регионе и приходится искать альтернативу. И основа альтернативного пути — отказ от отношений с Россией.
Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика» Сергей Маркедонов признаёт, что между Москвой и Ереваном не всё гладко, но считает, что всё-таки стоит аккуратнее подходить к вопросу пересмотра отношений.
— Сегодня в отношениях между Ереваном и Москвой ощущается дефицит диалога. Речь не об обмене политкорректными любезностями, а об обсуждении системных проблем, породивших нынешний кризис. Если болит голова, то надо брать тонометр, измерять давление и вырабатывать программу реабилитации, а не применять гильотину. Отношения можно и нужно исправлять, а не разрывать.
Так что сейчас важнее не сам факт вывода миротворцев из Карабаха, а то, куда выводится контингент. Если миротворцы не останутся в Армении — это лишь ещё раз подчеркнёт потерю влияния России на Армению. Среди безоговорочно дружественных стран на постсоветском пространстве остаётся только Беларусь.