Ирина Мишина
Обзвонив несколько психологических консультаций, я смогла убедиться в одном: консультация «клинического психолога» — это сегодня удел даже не среднего класса, а людей весьма состоятельных.
Психолога я искала целый день.
Психологов было много, и все они были разными. О своем образовании многие предпочитали умалчивать, скороговоркой упоминая какие-то курсы. Таких, кто закончил престижный вуз и работал в профессии долго, были единицы. Зато почти все просили от 5 до 10 тысяч и выше за сеанс. И ко всем почему-то были очереди. Это будоражило воображение больше всего…
Что произошло с людьми такого, что они перестали решать свои проблемы самостоятельно и массово бросились к психологам?
Когда я задала этот вопрос девушке на ресепшн в одной из клиник, она ответила уклончиво: «С марта клиентов особенно беспокоит вопрос будущего, а также борьба с нарастающей тревогой. Также традиционно в весенний период возникает спрос на консультации в вопросах по отношениям в паре, карьерному росту».
«Мы существа чувствительные к сезонам: весной световой день удлиняется, это влияет на баланс мелатонина и серотонина — важных нейромедиаторов, регулирующих эмоциональное состояние человека. Это может провоцировать депрессивные симптомы, повышенную чувствительность, особенно у людей, уязвимых к расстройствам. От весенних перепадов температур у многих скачет давление, отсюда — утомляемость, подавленность и тревога», — говорит ведущий эксперт «Психодемии» Даниил Гольдин.
И добавляет: все это вкупе с личными трудностями, экономической обстановкой, геополитическими проблемами вызывает тревогу и подавленность.
Под эти симптомы, согласитесь, может подойти практически любой человек весной. Вместе с тем, про «тревожность» говорили многие из тех, кто представлялся психологом.
Так, автор видеоблога о психиатрии Артем Гилев сообщил, что у большинства его пациентов наблюдается выраженная, не поддающаяся контролю тревожность. «Мы все сейчас переживаем трудности. Но для пациентов, уже страдающих депрессивными или другими расстройствами, последнее время особенно тяжело», — добавил врач.
Действительно, практикующие врачи-психиатры утверждают, что количество пациентов с тревожными и депрессивными расстройствами значительно возросло.
«Многие из моих пациентов находятся в состоянии паники. У некоторых усилилась тревога, у других — углубилась депрессия. Многие из моих коллег, друзей и знакомых находятся в состоянии стресса», — поделился опытный врач-психиатр, доктор медицинских наук Юрий Сиволап.
Стать психологом в России — дело нехитрое. Для этого не надо даже входить в регистр психологов, что к примеру, является обязательным на Западе. И даже можно не иметь высшего профильного образования, а просто пройти курсы переподготовки.
На Западе требования намного жестче: там, чтобы стать психологом, надо пройти одну из профессиональных программ, зарегистрироваться в реестре психологов, получить сертификат психолога, который позволяет практиковать по выбранной специальности.
У нас же — практически любой блогер может начать давать советы психолога.
На Западе профессия психолога едва ли не самая высокооплачиваемая, там любой представитель среднего класса считает необходимым иметь своего психолога, напоминает социолог Александр Прудник.
«И если возникают проблемы в семье или на работе — человек не устраивает скандалы и выяснения отношений, а идет к психологу. Потому что там работают действительно квалифицированные специалисты. Кто-то у нас, особенно из числа состоятельных людей, хочет жить как на Западе, но при этом не понимает, что реальную помощь едва ли получат, квалифицированных психологов у нас единицы», — считает социолог Александр Прудник.
Хрестоматийным стал случай с 73-х летней жительницей Тамбовской области, которая перевела «телефонным психологам» почти 2 миллиона рублей. По словам женщины, она увидела по телевизору бегущую строку с информацией о том, что опытные специалисты окажут психологическую помощь, помогут с решением жизненных проблем и даже смогут улучшить общее самочувствие.
Она позвонила по указанному номеру, и женщине пообещали оказание услуг. Чтобы улучшить самочувствие, «психологи» заставляли клиентку жечь свечи, наполнять чаши зерном и водой, крутить головой и руками, а в промежутках — вели задушевные беседы.
Стоимость сеансов планомерно повышалась от 14 тысяч до 144-х и 326 тысяч рублей. В общей сложности женщина перевела мошенникам 1 млн 850 тыс. рублей. Когда же деньги у пенсионерки закончились, ее отказались лечить в долг. В итоге она рассказала о случившемся дочери, после чего они пошли в полицию и написали заявление на лже-психологов.
«Обращение к психологу — это своего рода самообман. Почему сейчас люди обращаются к психологам? В обществе есть проблемы, которые касаются каждого. Они связаны с обеднением населения, с потерей доходов, работы, беспокойством за родных и близких в связи с СВО.
У нас, по сути, создан рынок психологических услуг, который с успехом эксплуатирует эту тревожность людей. Что может сделать психолог? Отменить санкции? Повысить уровень жизни? Найти работу? Все проблемы, которые волнуют сегодня людей, лежат в плоскости политического управления страной, а не в личностных проблемах», — считает социолог Александр Прудник.
Что касается цен на услуги психологов, сами они объясняют рост стоимости своих услуг законами рынка.
«Я думаю, на повышение цен на услуги психологов, может влиять общий рост стоимости жизни, особенно в Москве. Реагируя на это, многие фриланс-специалисты, имеющие такую возможность, повышают цены в последние 1,5-2 года. Психологи повышают цену сообразно спросу: психолог может взять одновременно 10-20 клиентов. Если мест почти нет — психологи повышают цену для новых клиентов», — объясняет ведущий эксперт «Психодемии» Даниил Гольдин.
Он признает, что весной действительно наблюдается «волна» обращений, которая может спровоцировать этот эффект на рынке.
И все же тревожит вопрос: почему помощь психологов востребована именно весной?
«Весеннее обострение» — это термин из области психиатрии. Он означает повышение активности у психически больных людей. К психологии это не имеет ровным счетом никакого отношения. И, разумеется, совершенно недопустимо, когда проблемами психиатрии начинают заниматься психологи с несколькими курсами за плечами и даже выписывают пациентам таблетки. Просто у нас часто путают квалифицированного врача-психиатра с человеком, который способен поговорить по душам за деньги», — говорит доктор медицинских наук, психиатр Людмила Подрезова.
«Многие представители среднего класса и выше считают статусным иметь психолога. Созданная система рынка психологических услуг выгодно эксплуатирует повышенную тревожность людей, которая имеет сугубо социальные и политические причины. В общем, как говорится, просто бизнес. Причем, не зависящий от времени года», — считает социолог Александр Прудник.
Кстати, если верить опросам общественного мнения, со стрессом большая часть сограждан, кажется, смирилась. Почти каждый пятый россиянин (19%) заявляет, что весьма часто сталкивается с неприятностями и стрессом в своей жизни, при этом суммарно 90% говорят о том, что стресс присутствует в их жизни, сообщает ВЦИОМ.