Так, во вторник стало известно, что спикер палаты представителей Конгресса США республиканец Майк Джонсон официально подтвердил, что на этой неделе на голосование поставит ожидаемую украинскими властями законодательную инициативу о выделении Киеву большого пакета финансовой помощи.
Но только не в виде единого законопроекта, в котором предусматривается выделение 95 млрд долларов на военные нужды Израиля, Украины, Тайваня и на «мексиканскую границу» (для Киева в нем резервировались 65 млрд). А в виде четырех законопроектов, три из которых посвящены каждой из упомянутых стран со своей суммой финансовой поддержки, а в четвертом говорится о ленд-лизе, запрете в Штатах соцсети TikTok и границе.
Хитрость такого разделения законопроекта, предложенного Белым домом, заключается в том, что, судя по настроениям в республиканском большинстве в нижней палате Конгресса, гарантированно там проголосуют только за законопроект о помощи Израилю.
Известно, что упоминание Израиля в первоначальной версии закона, уже одобренной верхней палатой американского парламента, администрации Байдена было нужно для того, чтобы добиться двухпартийного консенсуса. Ведь за отдельный закон по поддержке Украины республиканцы с подачи Дональда Трампа голосовать отказывались категорически, ссылаясь на отсутствующий бюджет на этот год. В итоге законопроект надолго застрял в нижней палате, придерживаемый Майком Джонсоном, а теперь еще и распался на четыре части.
При этом сам Джонсон говорил, что не против оказания помощи Украине, но не безвозмездно, а в виде кредита. О чем, собственно, в последние месяцы говорил лидер республиканцев Дональд Трамп. Поэтому можно предположить, что в законе о помощи Украине речь идет о кредите на нужды этой страны в размере 60 млрд долларов.
И даже если республиканцы в нижней палате поддержат законопроекты, касающиеся Украины, их наверняка зарубят демократы, контролирующие Сенат. Поскольку в Белом доме по-прежнему настаивают на едином законе с общей суммой, которая будет расходоваться на упомянутые страны по желанию команды Джо Байдена. После чего рассчитывать на какое-то продвижение в Конгрессе этого закона будет уже бессмысленно.
Это плохая новость для украинского руководства. Не случайно в опубликованном сегодня интервью Владимира Зеленского каналу PBS президент Украины не сдержался и назвал разделение законопроекта в нижней палате Конгресса «позором для всего мира и позором для демократии».
«Если Конгресс после всего, что произошло, разделит эту помощь, разделит на израильскую и украинскую, это значит, что это вопрос выборов в США. Это вопрос чистой политики сейчас… Это чистая политика. Никого не волнует, сколько людей умирает на Украине каждый день. Они заботятся только о своих рейтингах одобрения», — заявил журналистам Зеленский.
Настолько жестких оценок от Зеленского Соединенные Штаты, кажется, не удостаивались еще никогда. И это вполне понятно. В том же интервью Зеленский рассказал, что одна из крупнейших на Украине Трипольская ТЭС под Киевом, уничтоженная российским воздушным ударом 11 апреля, не была защищена из-за полного отсутствия ракет для систем ПВО. По словам президента Украины, у его страны без упомянутой помощи США не будет шансов на победу над Россией.
Между тем, уже достаточно давно в западных СМИ начала высказываться версия, что в случае отсутствия у Украины успехов на поле боя к лету 2024 года администрация США приступит к прекращению российско-украинского конфликта, чтобы не выходить на ноябрьские президентские выборы с таким внешнеполитическим пассивом.
И в этом контексте, возможно, положение дел с законопроектом о помощи Украине Белый дом вполне устраивает — ответственность за отсутствие у Киева возможности дальше вести боевые действия будет возложена на республиканцев и лично Дональда Трампа. Равно как и за возможное заключение перемирия между Москвой и Киевом на невыгодных для последнего условиях.
Интересно, что именно как принуждение Киева к вступлению с Москвой в мирные переговоры ситуацию в Конгрессе оценил и бывший внештатный советник офиса президента Украины Алексей Арестович *(включен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов, объявлен в розыск МВД РФ).
Он, правда, утверждает, что Украина и в случае выделения упомянутой суммы не увидела бы «живых» денег, поскольку они бы осели по карманам людей, аффилированных с Белым домом. Что косвенно подтверждается заявлениями представителей команды Байдена о том, что 80% суммы помощи Украине остались бы в США в виде военных заказов и компенсации уже произведенных поставок вооружений.
Таким образом, среди верных союзников Украины, публично поддерживающих позицию президента Зеленского о мирном плане на основе возвращения российской армии на границы 1991 года, остаются только ведущие страны ЕС. Но и их надежным тылом для Украины назвать нельзя, потому что они выделяют значительно меньшие деньги и количество вооружений для Киева, чем Соединенные Штаты.
Кроме того, и по Европе гуляют оппортунистские мысли. В частности, СМИ сообщают о некоем «немецком» мирном плане, который кулуарно рассматривается в НАТО и ЕС. Он предполагает разделение Украины на две части (по аналогии с ГДР и ФРГ), одна из которых встанет под крыло Евросоюза и Альянса, а другая — России. Причем этот план вроде бы предполагается реализовать до выборов в США, чтобы не дать Трампу лавры миротворца в случае его избрания президентом.
В этом контексте было бы очень интересно узнать, о чем говорили «не под запись» канцлер ФРГ Олаф Шольц и председатель КНР Си Цзиньпин на состоявшейся накануне встрече в Пекине, обсуждая пути решения российско-украинского конфликта.
Публично известно лишь, что Шольц приехал в Китай якобы для того, чтобы уговорить своего коллегу приехать на саммит в Швейцарии летом этого года, на котором предполагается рассмотреть мирный план Киева с границами 1991 года. Китайцы же не раз высказывались против мирных конференций без участия РФ.
Си Цзиньпин и в этот раз заявил, что Китай выступает за мирную конференцию по Украине с участием РФ, на которой будет «справедливое обсуждение всех предложений». На встрече с Шольцем товарищ Си огласил четыре пункта своего плана, как можно подойти к мирным переговорам. Они сформулированы эзоповым языком, но обращает на себя внимание призыв «остудить ситуацию, а не подливать масла в огонь», явно относящийся к европейцам.
Между тем, последние, даже если не размышлять о «немецком» плане мирного урегулирования, делают заявления, которые можно назвать примирительными по отношению к Москве.
Так, во вторник стало известно (пока на уровне утечек в СМИ), что власти Франции собираются позвать Россию на празднование 80-летия высадки американского десанта в Нормандии в ходе Второй мировой войны как своего ключевого союзника в борьбе с нацистами. И это при двухлетнем отсутствии контактов на высшем уровне между Москвой и Парижем, воинственной риторике президента Эммануэля Макрона и решении Международного уголовного суда об аресте Владимира Путина.
Макрон, кстати, недавно заявил о том, что обратится к России и Украине с просьбой о прекращении огня на время летних Олимпийских игр в Париже в этом году, что вполне вписывается и в китайские предложения, и в «немецкий» план, если он действительно существует. А Владимир Путин на вопрос, как бы он к такому предложению отнесся, ответил расплывчато, но не отказался об этом подумать.
Таким образом, на мировой политической арене происходят события, которые скорее говорят о приближении мирного окончания конфликта. Если это так, то влиятельным мировым игрокам еще предстоит как-то сломить сопротивление президента Владимира Зеленского. Он явно мириться на условиях Москвы не намерен, о чем говорит и сегодняшнее подписание им закона о мобилизации в стране.