Юлия Литвиненко
Пермский военный гарнизонный суд сегодня вынес приговор в отношении бывшего контрразведчика Григория Царегородцева, курировавшего в УФСБ Пермского края вопросы, связанные с информационными технологиями. Он был признан виновным в получении крупной взятки в 160 млн рублей и приговорен к девяти годам колонии строгого режима, сообщает Properm.ru.
Кроме того, судья Дмитрий Малмыгин назначил подсудимому штраф на сумму 320 млн рублей. Также, согласно решению, в доход государства отошло арестованное имущество на 21,1 млн рублей и 138,9 млн рублей — от общей суммы взятки в 160 млн рублей. Царегородцев также лишен воинского звания майор, ему запрещено занимать должности на государственной службе в течение восьми лет после освобождения.
Защита Царегородцева просила суд назначить ему наказание ниже низшего предела. Сам он просил переквалифицировать его преступление по более мягкой статье — «Мошенничество». В своем последнем слове Царегородцев заявил:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает, прошу строго не наказывать»
Сторона обвинения просила, в частности, назначить ему наказание в виде 9 лет и 8 месяцев лишения свободы и штрафа в двукратном размере взятки — на сумму 320 млн рублей.
В итоге, суд приговорил Царегородцева к девяти годам лишения свободы, штрафу на сумму 320 млн рублей, конфискации имущества на 21,1 млн рублей:
Также суд постановил оставить на хранении до разрешения дела в гражданском судопроизводстве имущество на 25 млн рублей, изъятое следствием 25 мая 2023 года, сразу после задержания Царегородцева и принадлежащее одной из свидетельниц по делу.
Согласно материалам следствия, с 2016 по 2022 год подсудимый за деньги оказывал покровительство группе хакеров. Он, в частности, пообещал помочь с переводом из Москвы в пермский СИЗО, а также прекратить их уголовное преследование.
Как уточняется, всего Царегородцев получил 160 миллионов рублей.
Бывший сотрудник УФСБ был арестован в апреле 2023 года, хакеров задержали ранее — еще в январе 2022 года.
В начале февраля 2022 года сообщалось о задержании в Перми группы граждан, которые, как считает следствие, «обладают специальными познаниями в сфере международных платёжных систем и подозреваются в совершении преступлений в сфере компьютерной технологии, техники и информационно-коммуникационной сети интернет». 7 февраля они были этапированы в Москву.
Спустя несколько дней после этого в СИЗО были отправлены гендиректор кинокомпании «Саратовфильм» Денис Пачевский, а также предприниматель Александр Ковалев, сотрудник «Транстехкома» Артем Быстрых, совладелец пермского «Гет-нет» Артем Зайцев и еще двое неработающих граждан — Владислав Гилев и Ярослав Соловьев. Всем им было предъявлено обвинение по по ч. 2 ст. 187 УК РФ (неправомерное использование компьютерных программ, предназначенных для осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств, совершенное группой лиц).
В МВД РФ тогда заявляли, что это уже «третья хакерская группировка, деятельность которой была пресечена в России с начала 2022 года». О задержании «русских хакеров» просил лично президента России Владимира Путина президент США Джо Байден.
Как полагает следствие, именно Царегородцев должен был сообщить о преступлении, совершенном «русскими хакерами». Однако за сокрытие совершения незаконных действий и отсутствие мер в отношении группы он как раз и получал с 2015 года с них взятки.
Окончательная сумма составила 160 млн рублей.
Между тем Царегородцев сразу после задержания на рабочем месте сообщил, что вину в получении взятки за попустительство по службе не признает. Хотя он не отрицает, что деньги у знакомых ему Александра Ковалева и Владислава Гилева он брал.
По его словам, он отдавал деньги своим родственникам и знакомой, ставшей свидетельницей по его делу. Кроме того, добавил Царегородцев, он понимал, что не мог помочь Ковалеву и Гилеву и попросту обманул их, взяв деньги, но не оказывая никакого покровительства.
В связи с этим он попросил квалифицировать его действия как мошенничество.