Виноваты гены: почему одни люди страдают от похмелья, а другие нет

Ученые выяснили, почему одни люди страдают на утро от похмелья, а другие нет

15 апреля, 18:48
Почему одни пьют алкоголь стопками и не пьянеют, а для других даже глоток шампанского обернется мигренью на следующий день? Ученые установили, что все дело в генах. А еще в возрасте и лишнем весе. Рассказываем, кто может выпить без последствий, а для кого даже один бокал станет в тягость.

Оксана Самойленко

Исследование проводили ученые из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего. Они изучили данные свыше трех миллионов человек, которые им предоставила генетическая компания 23andMe. Компания изучает предрасположенность людей к тем или иным заболеваниям.

Ученые решили посмотреть, как индивидуальные особенности усвоения алкоголя у людей сказывается на риске возникновения алкоголизма и других проблем со здоровьем.

Основными ферментами, ответственными за метаболизм алкоголя, являются алкогольдегидрогеназы и альдегиддегидрогеназы.

«Некоторые люди имеют определенные однонуклеотидные полиморфизмы генов алкогольдегидрогеназы 1B и 1C, которые изменяют свою аминокислотную последовательность таким образом, что они быстрее метаболизируют алкоголь до ацетальдегида. Аналогично, с превращением ацетальдегида в ацетат», — говорится в исследовании.

В обоих случаях в организме человека происходит концентрация ацетальдегида — токсического вещества. Ученые предположили, что такая особенность будет связана со снижением потребления алкоголя.

У некоторых людей есть определенный набор генов, способствующих ускорению расщепления этанола
1MI

Ученые решили подробно изучить три защитных варианта генов, отвечающих за продуцирование фермента метаболизма этанола.

Анализ этих данных показал, что у некоторых людей есть определенный набор генов, способствующих ускорению расщепления этанола. Условно, назовем его «иммунитетом к алкоголю» — состоянием, при котором сколько бы человек не выпил спиртного, организм быстро справится с любым количеством.

В организме этих людей быстрее вырабатываются ферменты, необходимые для расщепления алкоголя. Если этих ферментов недостаточно, то в организме человека накапливается ацетальдегид — то самое органическое соединение, которое приводит к интоксикации организма и болезненному похмельному состоянию.

Так вот из 3 млн человек такие гены обнаружили лишь у 268 человек. Эти люди в среднем оказались более здоровыми. Они меньше уставали, реже были в депрессии, реже страдали от сердечно-сосудистых заболеваний, не храпели, но при этом чаще курили и были более склонны к заеданию своих проблем. Также ученые обнаружили у них повышенный риск развития рака кожи и легких.

Ученые пришли к выводу, что коррекция генов, отвечающих за снижение потребления алкоголя, в перспективе может стать «многообещающей терапевтической мишенью» для профилактики целого ряда других заболеваний.

Результаты исследования были опубликованы в научном журнале EBioMedicine.