Posted 15 апреля, 05:27
Published 15 апреля, 05:27
Modified 15 апреля, 05:29
Updated 15 апреля, 05:29
Алина Шувалова
В пабликах Белгородской области в соцсетях появилось множество жалоб на сложности, с которыми сталкиваются пострадавшие от взрывов белгородцы. В ближайших регионах цены на аренду жилья взлетели до невиданных размеров.
«Мы — словно прокаженные. Продать квартиры в Белгороде невозможно, оставаться там тоже нет сил. Родня, готовая принять, в безопасном месте есть не у всех, да и снимать где-то за безумные деньги тоже не всем по силам. А многим беженцам хозяева просто отказываются сдавать квартиры», — жалуются в соцсетях белгородцы.
Одни домовладельцы сомневаются, что беженцы смогут оплачивать жилье по возросшим ставкам, другие опасаются, что, учитывая настрой в обществе, квартирантов с детьми выселять потом на улицу окажется проблематично.
О том, что сейчас переживают беженцы из Белгородской области, и как им помочь, «НИ» рассказала клинический психолог медтехкомпании «Доктор рядом» Олеся Толстухина.
«Проблема беженцев — это вопрос потери базового чувства безопасности, когда даже собственный дом уже не уютная „крепость“, а источник чрезвычайной опасности», — говорит эксперт.
По ее словам, покинуть родные стены людей сподвигает обострившийся мощный инстинкт самосохранения, когда рациональные аргументы «за» и «против» отступают перед затапливающим чувством страха за жизнь.
«В таких условиях мобилизации сил люди покидают свой привычный, годами и личным трудом выстроенный, уклад жизни. Пройдя через трудности эвакуации, люди оказываются в условиях полной неопределённости и почти беспомощности», — считает специалист.
Первыми на помощь беженцам в сложной ситуации приходит государственная инфраструктура — пункты размещения беженцев (ПРБ).
«Как только очевидная опасность миновала, сознание сталкивается со страхом за настоящее и будущее, своё собственное, и особенно — тревога за близких. В условиях уязвимости (например, хроническая болезнь, и т. д.) может нарастать чувство бессилия, когда в распоряжении нет привычных способов контроля заболевания. Здесь нужна уже психологическая помощь и поддержка, контакт с другими людьми, специалистами помогающих служб, и волонтёрами», — предупреждает Олеся Толстухина.
Почувствовать, что человек не один в этой тяжёлой ситуации, что есть кто-то, с кем можно разделить переживание бедствия и краха прежней жизни, — это очень важно.
Здесь зачастую помогают общественные организации и волонтёры, которые берут на себя организацию гуманитарной помощи от населения, в том числе — досуговые занятия для детей и пенсионеров.
Уже сегодня в родительских чатах школ во многих регионах страны появляются объявления следующего содержания:
«Уважаемые ученики, родители, педагоги! На этой неделе ожидается прибытие в наш регион более 200 детей, эвакуированных из Белгорода. Добровольцы готовятся к встрече и по опыту 2022 года (когда прибыли жители Мариуполя) остро потребуется ряд предметов первой необходимости. Поэтому вновь открывается сбор гуманитарной помощи. Возраст детей разный, поэтому собирать будут универсальные вещи:
Бытовая химия:
Канцелярские товары:
НОВОЕ нательное белье
Давайте поможем ребятам и гостеприимно их встретим на нашей земле!».
Многие жители, несмотря на собственные проблемы, принимают живое участие в судьбе беженцев: приносят в пункты сбора вещи и подарки. Особенно трогательной выглядит забота тех, у кого у самих нет лишнего за душой.
Однако специалисты предупреждают, что одними сборами проблему не решить: помимо гуманитарной помощи, беженцам требуется и другая поддержка.
«Взрослым почувствовать себя более устойчиво часто помогает включение в деятельность, в том числе — помощь другим людям в этом же ПРБ. Честный разговор о том, как здесь всё устроено, в том месте и регионе, стране, где оказались беженцы, помогают постепенно приходить в себя, и строить новые планы. Адекватная обратная связь — основное условие для обучения новому, в том числе — новым условиям жизни», — рассказывает Олеся Толстухина.
По ее наблюдениям, оказавшись в ситуациях кризиса, не нужно замыкаться в себе и сопоставлять текущие жизненные ресурсы с прежним планом на жизнь. Иначе в моменте это приведёт к разочарованию.
«Постепенно, когда восстанавливается психологическое равновесие, стабилизируются эмоции и мышление, придёт время построить новые планы, и здесь тоже важна поддержка окружающих людей, которые смогут рассказать о существующих возможностях», — полагает психолог.