Posted 13 апреля, 10:01
Published 13 апреля, 10:01
Modified 13 апреля, 10:10
Updated 13 апреля, 10:10
Елена Петрова
Бензин в России становится дефицитным товаром. По оценкам экспертов, его производство сократилось с февраля более, чем на 10%. Точных цифр нет, поскольку информация о производстве топлива засекречена с начала СВО, однако даже косвенные данные говорят о том, что эффект от запрета экспорта бензина сошел на нет.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков рассказал в интервью, что дефицит на заправках может наступить уже в мае, когда российские граждане отправятся в отпуска и на дачи, а потребление топлива резко вырастет.
«Удары ВСУ по НПЗ — конечно, серьезный фактор. Посмотрим, насколько массово они будут наноситься и далее, насколько систематичными будут. Но тем не менее, в общем-то, нельзя от этого отмахиваться, хотя и говорить, что все в НПЗ разрушено и восстановлению не подлежит — нет», — заявил эксперт.
Однако «тонкая грань» пройдена. Экспорт бензина составляет, в отличие от дизеля, половина которого продается за границу, всего 10%. Столько же мощностей вышло из строя из-за атак БПЛА и пока не восстановлены. Получается, что нефтянка на внутреннем рынке работает «с колес».
Однако ущерб, нанесенный украинскими атаками на нефтяную инфраструктуру страны, может оказать еще больше. Об этом «НИ» в связи с повреждениями завода в Татарстане рассказал директор Института энергетики и финансов Алексей Громов:
— Предыдущие атаки на российские НПЗ выключили оборудование для переработки на 900 тысяч баррелей в сутки. Это существенная величина для российской нефтепереработки. И здесь возникает вопрос: если Татарстан добавит еще какие-то там десятки тысяч баррелей в сутки, принципиальный вопрос в том, насколько быстро удастся преодолеть эти последствия. Очевидно, что если объемы нефтепереработки будут сокращены еще, и это продлится длительное время, это будет иметь серьезные последствия как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
Для рынка главным показателем, насколько серьезной будет ситуация с бензином в стране, станет введение в строй Нижегородского НПЗ, принадлежащего Лукойлу. Если завод начнет работать в нормальном режиме через месяц или, максимум, два, то это будет означать, что нефтяные компании нашли замену оборудованию. Однако вице-премьер Новак очень обтекаемо сообщил, что лукойловский НПЗ починят «к концу второго квартала». Размытость формулировок говорит о том, что пока решение не найдено.
Сейчас топливные власти страны оказались в непростой ситуации — бензина стало меньше, и он будет дороже. Однако дефицит топлива на заправках — куда более насущная задача. Поэтому принято решение загрузить все имеющиеся мощности страны не как обычно, на 60-70%, а «под завязку» — до 90%. Это поможет избежать табличек на АЗС «Извините, АИ 92 сегодня нет», надеются в правительстве.
Тем не менее, соседние в Россией республики уже готовятся к наплыву наших сограждан. В Казахстане уже объявили, что иностранцам больше 100 литров в руки отпускать не будут. Иностранцы, для тех, кто еще сомневается — это все мы, россияне. И дело в таких превентивных мерах не только и не столько в том, что бензин в Казахстане дешевый, а в том, что власти страны предполагают, что в России его будет не хватать.
А вот рост цен на бензин в нашей стране неизбежен. Если раньше эксперты говорили, что бензин подорожает на уровень инфляции, и не расчетной, в 4,5%, а настоящей — на 8%, то теперь прогноз ухудшился. Речь идет уже о 10% от цены на начало года.
-Резкий рост цен — это рост социального недовольства. Цены в опте могут вырасти, и это говорит о проблемах в отрасли. Но трансляция оптовых цен на розницу происходит с лагом в 1 месяц, — объясняет Алексей Громов.
Автолюбителям, судя по этим прогнозам, стоит приготовиться и к очередям на заправках, и к новому витку цен.