Алина Шувалова
Если глава государства подпишет закон, то домашнее насилие в Казахстане станет уголовным преступлением.
Как сообщает издание kursiv.media, законодатели 11 апреля сразу в двух чтениях приняли закон, ужесточающий ответственность за насилие.
Он направлен «на профилактику суицидов, укрепление института семьи, осуществление госконтроля интернатных организаций всех типов и форм без уведомления, обеспечение безопасности детей», — уточнили в пресс-службе сената.
Закон вводит уголовную ответственность за побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью членов семьи. Домашних абьюзеров, уличенных в нападениях на жен и детей, ждут штрафы, общественные работы и арест до 50 суток. Помимо этого, «семейных боксеров» могут заставить проходить курсы психологической адаптации. Если же суд сочтет насильников опасными, им могут запретить жить вместе с пострадавшей семьей под одной крышей.
Если гражданина уличат в истязаниях, то наказание может увеличиться вплоть до трех лет заключения. Если домашний тиран нанес жертве средний вред здоровью, он может отправиться в колонию на срок до двух лет. Если вред оказался тяжким, то наказание может составить до восьми лет тюрьмы.
Дополнительная ответственность вводится за доведение до самоубийства. Наиболее строгое наказание до 9 лет предусмотрено, если жертвой доведения до суицида стал несовершеннолетний.
Помимо указанных составов, закон ужесточил наказания за буллинг детей, за приставание к детям до 16 лет с сексуальным подтекстом, а также за похищение несовершеннолетнего и за незаконное лишение ребенка свободы.
Все эти меры стали ответом на волну общественного негодования, распространившуюся по Казахстану после смерти 31-летней красавицы Салтанат Нукеновой.
Сейчас по деле о ее убийстве на скамье подсудимых оказался ее муж — бывший министр национальной экономики Казахстана Куандык Бишимбаев.
Ему вменяют истязание и убийство супруги с особой жестокостью. Если суд признает высокопоставленного экс-чиновника виновным, ему грозит пожизненный срок.
В суде Бишимбаев активно защищается. Он заявляет, что якобы не убивал свою жену, а лишь дал ей «две пощечины». Между тем, опрошенные в суде свидетели и специалисты опровергли его версию. По данным судмедэксперта, характер тяжелейших травм, полученных Салтанат Нукеновой таков, что они не могли возникнуть при падении человека с высоты собственного роста. Получить описанные в материалах экспертизы страшные увечья жертва могла только в результате длительного и жестокого избиения, заключил судмедэксперт.
Процесс по делу Бишимбаева транслируется в прямом эфире. За его ходом внимательно следят миллионы людей. В соцсетях распространились петиции с обращением к властям республики о необходимости защиты жертв домашнего насилия. Общее число обращений такого характера в сенат достигло 5 070.