Анна Снежина
Все четверо исполнителей теракта в «Крокусе» на допросах заявили, что действовали под руководством человека по имени Сайфулло, и это он поручил им «двигаться в сторону Киева» после теракта, где их якобы ждала вторая часть денежного вознаграждения.
«Сайфулло нам сообщил, чтобы мы ехали на Украину, в Киев. И там один миллион рублей дадут», — сказал Саидакрами Рачабализода. Эту сумму пообещали всем нам четверым, пояснил другой обвиняемый — Мухаммадсобир Файзов.
Он тоже упоминает Сайфулло, который инструктировал их по переходу границы: там их, обещал Сайфулло, будут ждать ребята, которые помогут выбраться из России через брешь в минном поле, а затем доехать до Киева. Он нам сказал: «Уезжайте в сторону Киева, а когда доберетесь до границы, недалеко от границы бросайте свою машину и наберите меня. Я вам дальше помогу», — говорит третий исполнитель теракта Шамсидин Фаридуни.
Киев категорические отрицает свою причастность к теракту.
Однако координатор Сайфулло (или тот, кто скрываются под этим именем) — судя по всему, реален. Где он находится — не установлено.
Террористы утверждают, что свои указания «помощник проповедника» раздавал им через Телеграм, а сам может находиться на территории Украины, раз предлагал им встретиться там для передачи денег. И эта версия, в соответствии с процессуальными нормами, конечно, тоже должна быть проверена.
В интервью «Новым Известиям» бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры России Игорь Степанов рассуждает, какие есть способы поймать и задержать Сайфулло.
В соответствии с конвенциями о международном сотрудничестве в рамках уже возбужденного уголовного дела по ст. 205 УК РФ (Теракт) Российской Федерации можно направить Украине запрос для установления личности преступника, представлявшегося Сайфулло.
— Теоретически это возможно, но не уверен, что украинские правоохранительные органы примут к исполнению российский запрос. Однако среди потерпевших есть граждане Белоруссии и других стран и, полагаю, это выход. Россия может обратиться к ведомствам этих стран, чтобы они у себя возбудили уголовное дело — по факту насильственных действий в отношении своих граждан и от себя направили запрос в Украину, — говорит бывший следователь по особо важным делам Игорь Степанов.
Вместе с тем, не совсем ясно, какие следственные действия можно проводить в Украине, даже если она пожелает сотрудничать с правоохранителями других стран по теракту в «Крокусе», отмечает собеседник.
— Допустим, в ходе очных ставок и допросов выясняется, что показания обвиняемых касательно Сайфулло получены в установленном порядке, правдивы и непротиворечивы — тогда следует, что лицо, называвшее себя «Сайфулло», действительно существует и действительно предлагало боевикам «направиться в сторону Киева» для получения миллиона рублей.
Но, сами посудите, кто такой «Сайфулло»? Опытный преступник, сумевший подготовить и осуществить страшный теракт. И надо быть очень наивными, чтобы поверить, что человек, преступающий закон, в дальнейшем окажется кристально честным. Короче говоря — ну, мало ли что он им там обещал.
Экс-следователь вспоминает популярные схемы по обману людей.
«На ваш счет поступили средства — перейдите по ссылке и заберите их».
«Принц Нигерии оставил вам $ 36 миллионов долларов. Переведите $ 2000 за оформление и заберите наследство».
«Сотрудники Центробанка повесили на вас и десятки других бедолаг кредиты и заперлись в здании военкомата по ул. Ленина. Сейчас сотрудники ФСБ берут военкомат штурмом. Изготовьте зажигательную смесь и бросьте в военкомат, чтобы помочь нашим спецслужбам взять мошенников и чтобы они не успели дооформить многомиллионный кредит лично на вас».
— Мне кажется, этот Сайфулло примерно такими же схемами обманул террористов, обещая им пути отхода и деньги. Это объясняет, почему террористы не прятали своих лиц — они были безоговорочно уверенны в своей последующей безопасности и безнаказанности. Посмотрите на тех, кого нам показали: крайне скудное образование, полное смятение — думаю, развести их было проще простого.
Боюсь, что Сайфулло использовал исполнителей втемную и сейчас Следственный комитет, проверяя эту версию, возможно, идёт по ложному следу. На самом деле никто этих стрелков ни на границе, ни в Киеве не ждал, — рассуждает Игорь Степанов.
— И. Степанов: Мало верится в то, что они вообще способны были заранее согласовать показания, которые будут давать потом при задержании. Все преступники надеются остаться безнаказанными, иначе они просто не шли бы на преступление. Еще раз акцентирую внимание на том, что в «Крокус» они зашли без масок. Так обычно поступают две категории. Либо смертники, которые после теракта совершают суицид и отстреливаются до последнего. Либо это те — кто на 1000% уверен, что после теракта им удастся скрыться. Второй случай — наш. И им явно рассказали что-то, полностью соответствующее их картине мира, их восприятию.
Впрочем, нельзя исключить, что это, наоборот, Следственный комитет сейчас специально вбрасывает определенным образом изложенную информацию, чтобы сбить «Сайфулло» или других организаторов и пособников теракта с толку, говорит собеседник.
Вторая линия поиска организаторов должна оказаться более эффективной — «Сайфулло» и компанию нужно ловить по следам переписок.
— Сейчас самое главное — выйти на Павла Дурова и запрашивать максимального содействия. Хотя, учитывая тяжесть дела, мне кажется, он сам выйдет на наше следствие.
— И. Степанов:
— Для начала давайте зафиксируем, что у нас очень мало проверенной информации об организации этого террористического акта, как, впрочем, и других террористических актов. Мы оперируем только теми сведениями, которые доходят до нас через СМИ. Однако, можем видеть, что в последнее время нам регулярно сообщают, как сограждане, даже из числа крупных чиновников, переводят «телефонным мошенникам» сначала все свои сбережения, а потом, надеясь вернуть их обратно, поджигают военкоматы или заливают зеленкой урны для голосования.
«Телефонные мошенники с политическим окрасом» — это на самом деле появляющийся у нас на глазах новый вид терроризма, и очень неутешительный вывод для нас: его исполнители — уже не фанатики, а просто легко внушаемые люди, коих в мире намного больше.
— И. Степанов: Использование одинаковых технологий ещё не означает, что они управляются из одного центра и, тем более, из одного государства. Сначала изобретены технологии «телефонного мошенничества» — практически вместе с появлением сотовых телефонов. Сначала они говорили: «Я в беде, говорить не могу, срочно брось на телефон сто рублей». Потом «досовершенствовали» двухходовками. Сначала — развод на деньги, потом — на преступление. Это может быть связано как с разведкой Украины, так и с отдельными инициативами проукраинцев или антипутинцев — людьми даже из различных частей мира.
— И. Степанов: Давайте попробуем разобраться в действиях этих террористов — повторюсь, располагаем только информацией из СМИ. Они говорят, что получили за свое преступление часть денег и планировали получить вторую. Иными словами, фанатиками они не были и умирать не собирались. Не скрывали своих лиц, не скрывали и не сменили номера своего автомобиля, сам автомобиль не меняли — мне это говорит только о том, что они были в крайней степени убеждены, что их не поймают.
Но они же не идиоты в медицинском смысле этого слова и до совершения теракта вели обычную человеческую жизнь, то есть не могли не понимать, что ловить их точно будут. Значит, им предположили такое видение ситуации, которое в их мировоззрении было реальным, и они до конца верили, что там, куда они ехали, их встретят, переведут через границу и вручат деньги.
Но давайте мы с вами не будем настолько глупы и наивны, как эти таджикские террористы. Обещать — не значит сделать. Кто такой «Сайфулло»? Преступник. Нужно обладать очень низким уровнем интеллекта, чтобы ожидать, что преступник будет выполнять все свои обещания, резюмирует экс-следователь.
О еще одном террористе по имени Сайфулло (Саипове) стало известно в 2017 году. 31 октября этого года в праздник Хэлллоуина водитель на арендованном пикапе протаранил велосипедистов и бегунов на парковой дорожке в Нижнем Манхэттене Нью-Йорка. В результате теракта погибли восемь человек, шестеро из которых были иностранными туристами, и еще одиннадцать получили ранения.
Кроме этого, Сайфулло въехал в школьный автобус, который вез детей — пострадали еще четыре человека, после чего преступник вышел из авто с пейнтбольным пистолетом и дробовиком, но полицейские опередили его, выстрелив в живот. В грузовике были найдены флаг и расписка, подтверждающая принадлежность к Исламскому государству* (террористическая организация, запрещена в РФ).
Этот теракт стал самым смертоносным в Нью-Йорке со времен 11 сентября 2001 года.
Прокурор требовал для Сайфулло Саипова смертной казни, но суд присяжных приговорил его к пожизненному заключению с лишением права на условно-досрочное освобождение.
Саипов родился в Ташкенте, переехал в США в 2010 году по выигранной грин-карте.
А не может ли быть так, что организатор теракта в «Крокусе» просто взял себе псевдоним «Сайфулло» из-за симпатий к «собрату»?