Posted 10 апреля, 05:48
Published 10 апреля, 05:48
Modified 10 апреля, 06:27
Updated 10 апреля, 06:27
Так ли это и что ждет покупателя в ближайшей перспективе из-за непродления порога беспошлинной торговли с заграницей в тысячу евро?
После начала военной спецоперации на Украине, как все помнят, мир перевернулся, в том числе и в торговле с иностранными компаниями (а Россия после распада СССР была очень импортозависима, особенно в сфере высоких технологий). Многие иностранные компании — лидеры в своих сегментах рынка — объявили о скором уходе из России, из пацифистских соображений их руководства, давления правительств западных стран или же потребительских сообществ в них.
Они не останавливали торговлю, но и не возобновляли ассортимент товаров, часто даже не из-за антивоенной позиции, а из-за разрушения логистических цепочек после введения странами Запада экономических санкций. На все это наложилась определенная потребительская паника россиян, покупавших тогда товары «с запасом».
В итоге полки непродовольственных магазинов пустели, и правительству нужно было как-то решать эту проблему. Решило оно просто — Россия как один из участников Совета Евразийской комиссии (ЕЭК) «в рамках противодействия санкционному давлению» предложила поднять порог беспошлинной торговли с иностранными контрагентами с 200 до 1 тыс. евро.
Коллеги по ЕЭК с РФ согласились, благодаря чему так называемый «серый импорт» быстро нашел дорожку в нашу страну и ее граждане не особо заметили рост цен на товары иностранного производства с высокой добавленной стоимостью — смартфоны, планшеты, ноутбуки и другие компьютеры, телевизоры, а также холодильники, стиральные машины и прочую крупногабаритную бытовую технику.
Кроме того, добиться отсутствия потребительского шока эта мера помогла и по части товаров микроэлектронной базы — компьютерных комплектующих иностранного производства, используемых в отечественных продуктах.
Как нетрудно догадаться, т. н. импортозамещение, о котором героически докладывалось президенту различными профильными министерствами и госкорпорациями, чаще всего основывалось на сборке товаров на отечественных производствах из иностранных комплектующих — от авто- до авиастроения, не говоря уже об оборонке.
Западные СМИ до сих пор утверждают, что Россия в условиях жесточайших санкций спасла многие свои военные производства благодаря «серому импорту». Вплоть до «выковыривания» микросхем и процессоров из «умных» холодильников и микроволновок для производства боевых беспилотников. В это, правда, верится с трудом — есть более простые способы обхода санкций, благо восточные партнеры РФ не были столь сильно возмущены спецоперацией на Украине, как западные государства, чтобы остановить торговлю.
В итоге шок для рядовых потребителей от западных санкций удалось сбить (хотя и не полностью), и беспошлинный порог торговли в тысячу евро продлевался Советом ЕЭК до апреля 2024 года несколько раз. Инициатором уменьшения такого порога до тысячи евро в 2022 году, понятно, была Россия; она же и продляла это решение.
Возможно, при его пролонгировании учитывались и политические аспекты — выборы президента РФ, накануне которых для граждан был включен режим «экономической тишины». Достаточно вспомнить, что государство устами президента пообещало массу экономических и финансовых преференций для рядовых граждан, продлило льготные кредитные программы (что противоречило политике ЦБ по обузданию инфляции) и т. д.
Теперь же выборы с нужным результатом позади, и можно дать бюджету послабления от социально-политических ограничений — начать пересмотр базовых налоговых правил и, в том числе, отказаться от беспошлинного порога в тысячу евро. Потому что государству нужны деньги на СВО, а откуда их еще взять, как не из налогов и пошлин, если с продажей газа (и особенно — газа) и нефти за рубежом существуют проблемы
После восстановления «довоенного» порога беспошлинной торговли с иностранными контрагентами стоимость импортных товаров, несомненно, вырастет. Вопрос лишь, насколько и в какие сроки. Ну и еще вопрос: вызовет ли это решение дефицит каких-то товаров и перебои в торговле и гарантийном и прочем обслуживании уже купленных вещей?
Стоит отметить, что вопрос о продлении беспошлинного порога не был таким уж простым для наших чиновников и политиков, несмотря на очевидную «морковку» в виде увеличения сбора пошлины.
В этом вопросе с опущенными забралами сошлись ритейлеры (от электроники до одежды) и маркетплейсы. У тех и других были свои защитники в общественных организациях, поддерживающих потребителей товаров, и органах госвласти, в частности в Госдуме.
Один из таких защитников (лоббистов, как их принято именовать на Западе) — председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, попросил премьер-министра РФ Михаила Мишустина не менять беспошлинный порог, потому что товары, которые россияне заказывают за рубежом, подорожают на 10-15%, сократится ассортимент и усложнится процесс покупки, причем это коснется только недорогих товаров.
Назвал Хинштейн и другие минусы такого решения: объемы трансграничной торговли снизятся на 18-20%, а «Почта России» потеряет примерно 50 млрд в год на посылках из-за рубежа.
Противная сторона, представленная ритейлерами, входящими в объединение АКИТ, также давила на правительство, утверждая, что ничего плохого не произойдет. Напротив, станет только лучше, потому что уйдет из экономики «серый импорт», за счет чего сбор налогов и пошлин изрядно увеличится, а условия торговли для большого и малого бизнеса уровняются (тогда как до 1 апреля первый был в худшем положении).
В итоге правила беспошлинного ввоза были изменены. Но как-то тихо, без соответствующих заявлений со стороны правительства. Что дает интересантам шансы на возможное изменение решения, в том числе задним числом, о чем сообщают СМИ. По результатам практического применения нового-старого беспошлинного порога. Скорее всего, чтобы собрать соответствующие данные и сделать выводы, правительству понадобится не менее пары месяцев торговли по новым правилам.
Итак, что же на практике изменилось с точки зрения цен в магазинах с 1 апреля. Ряд СМИ, в том числе профильных — посвященных электронике — утверждают, что цены уже изменились — повысились на 15% буквально в первый день апреля, когда положено веселиться. Каких-то явных и очевидно проверяемых примеров при этом приведено не было.
Автор этих строк проверил возможность повышения цен на электронику и сопутствующие товары в основных гипермаркетах страны — на ОЗОНе, Яндекс Маркете и МегаМаркете Сбера. И явного увеличения цен не увидел.
Этому есть несколько объяснений. Во-первых, люфт между изменением правил торговли определенными продуктами и реальным повышением их цены всегда присутствует, поскольку какое-то время продаются товары, закупленные при прежних условиях.
Кто-то из продавцов, конечно, может схитрить и увеличить ценник просто так, но тогда он потеряет в конкурентных преимуществах и будет продавать очень долго. Поэтому цены, скорее всего, изменятся минимум через полмесяца-месяц, сколько требуется для заказа и доставки товара, например, из Китая в Москву (основной хаб в РФ для дальнейшей перевозки по стране).
Во-вторых, на этих маркетплейсах всегда идет бурная маркетинговая игра, часто поддерживаемая ведущими иностранными производителями или крупными зарубежными продавцами. Это всевозможные акции, скидки, промо и прочие торговые хитрости для привлечения интереса потребителей. И они не позволяют точно установить среднюю цену товара на маркетплейсе, в отличие от бумажек с цифрами в офлайн-магазине.
В-третьих, продавцы часто закладывают очень большую маржу в цену продаваемых продуктов, и повышение их себестоимости на 10-20% может быть ими проигнорировано на первом этапе. В основном, это касается очень дорогой электроники в диапазоне цен 100-500 и более тысяч рублей.
Поэтому утверждения ряда СМИ о том, что «теперь цены на гаджеты Apple, Samsung, Dyson и другие иностранные товары выросли на 15%» вызывают большие сомнения. Хотя бы потому, что пошлина в 15% применяется не к цене товара, выходящего за пределы 200 евро. А к разнице между 200 евро и ценой товара. То есть все товары за пределами цены в 200 евро подорожают неодинаково.
Но они, несомненно, подорожают, если правительство не сочтет этот шаг рискованным. А такое тоже возможно по итогам «испытательного периода». Ведь маркетплейсы и их лоббисты никуда не делись, и их возможности велики. Кроме того, может возникнуть дефицит элементов электронной базы, которые нужны повсюду — от ремонта бытовой электроники до сверхсекретных военных предприятий.