Posted 9 апреля, 11:49
Published 9 апреля, 11:49
Modified 9 апреля, 11:51
Updated 9 апреля, 11:51
Оксана Самойленко
Каждый пятый британец, или около 10 млн взрослых, зависимы от нездоровой пищи, пишет Daily Mail.
В России процент регулярно посещающих рестораны быстрого питания вырос с 19% в 2018 году до 38% в 2022 году, показало исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Чаще всего в рестораны быстрого питания ходит молодежь в возрасте от 18 до 34 лет, проживающая в крупных городах. Почти половина заглядывает в такие заведения потому, что надо быстро где-то перекусить. «Просто любит фастфуд» 13% респондентов. И лишь каждый четвертый категорически против посещения таких заведений, так как они вредны для здоровья.
Все знают, что фастфуд — это вредно, но почему тогда каждый нет-нет да заглянет в такие заведения?
«Потому что фаст-фуд вызывает привыкание благодаря большому количеству усилителей вкуса», — пояснил «НИ» врач-терапевт медтехкомпании «Доктор рядом» Евгений Гвоздик.
Он отметил, что фаст-фуд благодаря большому количеству добавок способствует выработке гормонов радости — эндорфинов. В мозг поступает сигнал, что было вкусно, и это стоит повторить. Шаг за шагом формируется привыкание, которое в дальнейшем приводит к расстройству пищевого поведения.
Евгений Гвоздик не рекомендует заглядывать в рестораны быстрого питания чаще, чем раз в неделю.
Судебно-психиатрический эксперт, психотерапевт Александр Фатеев объяснил, что в пристрастиях к фастфуду следует искать и психологические проблемы.
«Популярность такой еды можно объяснить с нескольких сторон. Во-первых, все знают, что фастфуд вреден, а значит, его употребление позволяет нарушить запреты, покуситься на правила, то есть символически удовлетворить свои агрессивные желания, даже если при этом страдает сам субъект», — рассказал «Новым известиям» Александр Фатеев.
Во-вторых, фастфуд популярен, а значит, его поглощение приобщает к условной референтной группе. По этой причине фастфуд так популярен среди подростков.
«Наконец, в-третьих, фастфуд — это доступная еда, а значит, его можно легко использовать для удовлетворения психологических оральных потребностей. Оральная стадия развития — это первый этап в жизни человека, когда основной способ отношения с миром выстраивался посредством поглощения. В определенные конфликтные моменты в жизни человек может регрессировать до этого этапа, и желать символически получить материнскую грудь, которая гарантирует безопасность. По этой причине принято заедать стресс», — пояснил Александр Фатеев.
Клинический психолог Джен Анвин отмечает, несмотря на то, что с проблемами пищевого поведения в Великобритании сталкивается до 20% взрослых, страсть к фастфуду не считается клиническим диагнозом, требующим лечения.
Вместе с коллегами Джен Анвин, которая и сама ранее страдала от расстройства пищевого поведения, сейчас добивается того, чтобы Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) классифицировала зависимость от нездоровой пищи как расстройство. Если это удастся сделать, то зависимость от сладкой и жирной пищи поставят в один ряд с вызывающими привыкание вредными веществами, такими как наркотики, никотин и алкоголь.
Появятся методики лечения зависимости от фастфуда и сладкого и специализированные клиники, предлагающие такое лечение.