Анна Снежина
Мэр Мурманска Игорь Морарь, дочь богатейшего депутата региона Виктора Сайгина и глава выставочного центра «Атомный ледокол „Ленин“» Александр Тимофеев, предположительно, завладели тремя коттеджами в норвежском Заполярье вблизи объектов НАТО.
Троицу коричневых коттеджей в самом центре горнолыжного курорта Молсэльве местные называют для упрощения — «русскими избами». Все в окрестностях знают, что принадлежат они русским, и не простым русским, а приближенным якобы к Кремлю.
Норвежские журналисты позвонили Игорю Морарю — хотели задать ему несколько вопросов про покупку и использованию этих домов, и вот как они передали состоявшийся диалог:
— И. Морарь: Вы знаете, я, наверное, не могу комментировать эту ситуацию публично, но у меня на данный момент нет никаких сложностей с властями Норвегии. Спасибо, извините, — говорит мэр по телефону и кладет трубку.
Александр Тимофеев же (или тот, кто говорил от его имени) скрываться, в отличие от двух двух своих соседей, не стал. Он заявил TV 2, что у него дружеские отношения с Норвегией, и он не видит проблем в владении домиком.
После звонков предполагаемым владельцам норвежские журналисты также отправились поразглядывать русские домики.
Лопаты для уборки снега прислонены с стенам. Но сами жилища, похоже, пока что простаивают без хозяев. Сквозь незашторенные окна видно, что пространство внутри разделено на комнаты. Дома выполнены в одинаковом стиле, и балконы в них выходят на разные стороны.
Еще в 2009 году три эти «русские избы» в деревеньке Моэн, как отмечает издание, вероятно, приобрел депутат Мурманской облдумы Виктор Сайгин.
«Когда в 2009 году горная деревня в Молсельве только застраивалась, Норвегия с Россией с большой надеждой смотрели на свои отношения в будущем, между Москвой и Бардуфоссом даже планировали запустить чартерные рейсы. Репортаж о живописном горном селе на норвежской целине на российском телевидении вызвал шквал звонков», — пишет норвежское TV 2.
Спустя 12 лет, в 2021 году, Виктор Сайгин стал одним из богатейших депутатов региона, задекларировав доход в 37 миллионов рублей. К этому году он занимает пост зампреда по вопросам безопасности, военно-промышленного комплекса, делам военнослужащих и закрытых административно-территориальных образований Мурманской облдумы, и, как отмечают журналисты, имеет связи с военными.
В 2010 году Игорь Морарь — тогда предприниматель, а ныне — мэр Мурманска в доле со своим партнером Юрием Виноградчим, вероятно, выкупили у Сайгина один из коттеджей. А в 2012 третьим их соседом стал, возможно, Александр Тимофеев, работающий сейчас в попашем под санкции ФГУП «Атомфлот» (предприятие обслуживает атомный гражданский ледокольный флот России). Сейчас коттедж, предположительно, числится на его дочери — Татьяне Земляной.
Российским властям якобы известно, что одной из «избушек» в горном селе владеет мэр Игорь Морарь утверждают журналисты, так как в своих первых декларациях о доходах и имуществе он показывал ее в графе «недвижимость за рубежом».
На домах мурманской «элиты» в Норвегии висят спутниковые тарелки «с кириллицей» — российским «Триколором ТВ». Также как минимум две «избушки» соединены между собою «проводом».
Как сообщили телеканалу TV 2 несколько источников, Игорь Морарь якобы несколько раз бывал в Молсэльве. Но его коттедж уже несколько лет сдается в аренду через Malselv Fjellandsby норвежским и иностранным туристам. Рекламируя жилье для аренды, турагенты выставляют на сайтах домики с саунами, множеством спальных мест и панорамными видами из окон.
Со времен СВО у российских владельцев наверняка нет возможности навещать свои заграничные имения из-за санкций и ограничений на границе, однако чиновники всё еще могут сдавать дома в аренду через местную управляющую компанию, отмечают журналисты. Стоимость суток проживания в таком коттедже колеблется от 42-59 тысяч рублей (что как раз равняется среднемесячной зарплате жителей Мурманска).
Однако, самое интересное даже не то, что у высокопоставленных чиновников-патриотов из Мурманска нашли заграничную недвижимость, а то какой «пейзаж» открывается из этих коттеджей.
Прямо из окон «русских изб» просматривается, как на ладони, штаб армии Норвегии и национальный центр наземных операций норвежских вооруженных сил, а также военная база, где тренируются военнослужащие из Британии и проводятся крупные учения НАТО (например, Nordic Response в начале 2024-го).
В 30 минутах езды от коттеджей — военный аэродром Бардуфосс, в него же можно приземлиться гражданским рейсом.
Полная информация о владельцах «избушек» содержится в Шведском картографическом управлении, если, конечно, россияне регистрировали недвижимость на себя.
Норвежская контрразведка опасается, что российские чиновники могут использовать свою недвижимость в королевстве для шпионажа или даже, что эта часть земли может быть захвачена российскими властями в случае военного кризиса, отмечает TV 2.
Служба полицейской безопасности Норвегии (PST) уже на протяжении нескольких лет сигнализирует о росте присутствия российской разведывательной агентуры на севере страны. В частности, в своих докладах служба прогнозировала скупку россиянами недвижимости вблизи военных объектов. В стране даже появилась карта с российскими кластерами — на нее попали и те самые «коричневые домики» с мурманским следом.
Одним словом, близость россиян к важным военным объектам заставляет нервничать норвежские спецслужбы.
«Мы предостерегаем от того, чтобы иностранные государства, включая Россию, инвестировали в норвежскую недвижимость и покупали ее, поскольку истинной целью может быть желание заполучить доступ к информации об обстановке в Норвегии. Потенциально это может стать угрозой нацбезопасности», — прокомментировала глава Полицейской службы безопасности Норвегии Ингер Хаугланд.
По словам, представителя управления по связям с общественностью Минобороны Норвегии, генерала Эйстейна Кварвинга вооруженные силы страны обычно осведомлены о том, кто находится, живет и работает вблизи национальных оборонных объектов и кто присутствует на учениях и иных мероприятиях военных.
Генерал допускает, что от русских коричневых избушек может исходить угроза.
— Они шпионят за нами или пытаются на нас повлиять? Тот факт, что мы бдительны и осторожны в защите информации, людей, объектов и их деятельности, объясняется тем, что мы считаем, что для того есть причины.
Журналисты TV 2 обращают внимание на то, что прямо в момент посещения ими «русских избушек» подъезжает полицейская машина. Норвежские стражи порядка выходят из машины, фотографируют коттеджи, заглядывают в окна и уезжают.
Адвокаты поясняют репортерам, что правоохранительные органы в данный момент могут проверять наличие в коттеджах видеонаблюдения и далее, если таковое обнаружится, службы будут проверять, соответствует ли это оборудование правилам, которые действуют в Норвегии для его установки.
Ранее норвежское издание Dagbladet также рассказало, что РПЦ якобы приобретает недвижимость в Норвегии близ военных объектов. Среди них — молельный дом близ Бергена с видом на главную базу ВМС Норвегии Хоконсверн и церковь в Ставангере в 15 минутах ходьбы от Объединенного центра боевых действий НАТО.