Мария Соколова
Ранее «Ангара» совершала только тестовые пуски с военного космодрома «Плесецк» в Архангельской области, но оттуда доступны лишь очень специфические полярные орбиты.
Грядущее событие без преувеличения знаменательное. Космодром «Восточный» начали возводить в 2012 году, вторая очередь под «Ангару» должна была быть готова к 2021 году. Но череда коррупционных скандалов и технические проблемы несколько раз сдвигали сроки первого пуска ракеты. Многие уже не верили в то, что работы на «Восточном» будут завершены, но всё-таки этот день настал.
«Ангара А5» — это вторая серийная ракета-носитель тяжёлого класса за всю историю отечественной космонавтики. До этого был только запускаемый с Байконура «Протон».
Что же Россия получит, открыв эру «Ангары» на «Восточном», и так ли она вообще стране нужна? «НИ» поговорили на эту тему с популяризатором космонавтики Виталием Егоровым, также известным как блогер «Зелёный кот».
По мнению Виталия Егорова ракета тяжёлого класса стране определённо нужна. Если смотреть глобально, то тяжёлые ракеты — это мировой престиж, это показатель технологического развития. Не у всех стран, занимающихся космическими пусками, есть такие ракеты. Если смотреть с практической точки зрения, то потребность в запуске тяжёлых спутников есть у Министерства связи, у Гидрометцентра и военных.
— Тяжелые ракеты обеспечивают доступ к геостационарной орбите. А эта орбита крайне важна для обеспечения связи. И, например, у Роскосмоса есть проект «Сфера». В его рамках предполагается запуск геостационарных космических аппаратов, которые как раз будут обеспечивать связь на территории всей страны.
Рассчитывать на стабильные пуски «Протонов» давно уже не приходится. Сейчас их старты осуществляются с космодрома «Байконур» в Казахстане. Надеяться на зарубежный космодром в нынешних условиях, когда даже самые близкие страны отворачиваются от России в сторону Запада — сомнительное занятие. Виталий Егоров отмечает, что есть ещё один фактор против эксплуатации «Протонов» — экологический.
— В «Протонах» используется токсичное топливо, для Казахстана это больной вопрос. Россия договорилась, что Казахстан разрешит запускать в свои территории «Протоны» до 2025 года.
Поэтому строить в России стартовую площадку под устаревшую и крайне опасную ракету в случае аварии никто и не пытался. Вариантов нет — «Ангаре» просто придётся сменить «Протон».
Ещё 10 лет назад Россия была безоговорочным лидером по числу пусков в год. В 2014 году был достигнут пик — «Роскосмос» совершил 36 пусков. В среднем каждый месяц в космос отправлялось по 3 ракеты. США тогда запустили 23 ракеты, а Китай — 16.
Но потом что-то пошло не так, и уже в 2016 году Россия, США и КНР практически сравнялись, свершив примерно по 20 пусков каждая. Далее США и Китай резко ускорились: в 2023 году американцы совершили 106 пусков, китайцы — 67, а Россия так и зависла на уровне 19 пусков в год.
Однако Виталий Егоров объясняет, что количество пусков само по себе — это лишь один из нескольких факторов, которые позволяют стране называться космической державой.
— Когда Россия была лидером по количеству ракетных запусков, в нашей стране считали, что количество ракетных запусков — это важный показатель лидерства в космосе. Когда она ушла из лидеров, стали считать, что это неважный показатель лидерства в космосе.
Эксперт поясняет, что не менее важный фактор — это количество спутников на орбите. И тут уже на пятки нам наступает Индия.
— Индия наращивает количество ракетных запусков и запусков своих спутников, а Россия — сокращает.
Если посмотреть на США, то складывается впечатление, что наличие новых ракет — это основа частых пусков и пополнения спутниковой группировки. Резкий рост числа запусков в Америке совпал с ростом популярности ракеты Falcon 9 компании SpaceX Илона Маска. В прошлом году из 106 пусков 97 выполнила SpaceX (91 запуск Falcon 9 и 6 — Falcon Heavy).
Может и с появлением «Ангары» Россия вновь нарастит число пусков? Увы, но эксперты сомневаются.
Виталий Егоров опасается, что в ближайшие годы для «Ангары» вообще не будет работы. Дело в том, что в России ещё есть запас «Протонов», которые надо использовать. Но подходящей полезной нагрузки для тяжёлых ракет нет — их запускают только по государственным программам. Не исключено, что соглашение с Казахстаном на запуск «Протонов» будет продлено.
— Появление «Ангары», по крайней мере в ближайшие годы, никакого существенного изменения в число пусков тяжелых ракет не внесет.
Егоров указывает на то, что наличие новых ракет — не определяющий фактор. Эксперт напоминает, что испытательный пуск «Ангары» состоится не с реальным спутником, а просто с тяжёлой болванкой.
— Ракеты у России есть, а с полезной нагрузкой последнее время стало гораздо хуже.
Если посмотреть на прошлогодние космические пуски, то можно увидеть, что среди них нет ни одного запуска по коммерческому заказу. На орбиту выводили метеорологические и военные спутники, спутники связи и дистанционного зондирования земли, отправляли космонавтов и грузы. Но это все госзаказ. Разве что попутно отправляли малые спутники, в том числе студенческие. В такой ситуации работы для ракет-носителей тяжёлого класса просто нет — дополняет Егоров.
— «Ангара», может быть, что-нибудь один-два раза в год будет запускать, просто чтобы поддерживать производство.
Потеря привычных заказчиков по мнению Виталия Егорова — закономерный и неизбежный результат конфронтации с Западом.
— Основные коммерческие заказчики Роскосмоса были за рубежом. Прежде всего в США, и в Европе. Южная Корея и Япония точно так же отказались от запусков российскими ракетами.
Потеря прежних заказчиков ещё не означает, что новых невозможно найти. Эксперт указывает на то, что теперь клиентов стоит искать в Африке и Азии и с некоторой натяжкой в Южной Америке — там всё-таки велико влияние США.
— Надо учить арабский язык, учить африканские языки и искать потенциальных заказчиков там.
Этот процесс лёгким не будет. Просто обратиться к властям африканских и азиатских стран и сразу обо всём договориться не получится. На этих рынках придётся конкурировать с дружественным нам Китаем. Егоров опасается, что у Китая есть серьёзные преимущества перед Россией.
— Придется противостоять китайской космонавтике, которая может себе позволить и цены дешевле сделать, и ракет у нее уже больше, и спутники тоже они делают чаще, и доступ к электронике у Китая лучше, чем у Роскосмоса.
Получается, что выпуск «Ангары», как и создание дорогостоящей наземной инфраструктуры под неё были неизбежны. Без этого не получится обеспечить технологическую безопасность. Иначе мы просто можем остаться без связи.
«Ангара», словно единственная пробка в дырявой со всех сторон бочке — без коммерческих заказов прорыв она не совершит. И вряд ли поможет привлечь заграничных клиентов: генеральный конструктов КБ «Салют» Сергей Кузнецов отмечал, что пуск «Ангары» будет обходиться примерно в 2 раза дороже, чем пуск «Протона» или Falcon 9.
Зато имиджевую часть подтянули.