Анна Снежина
В Башкирии сотни людей седьмые сутки ищут пропавших без вести подростков — 13-летнего Павла Паличева и 14-летнего Дамира Адигамова.
Друзья исчезли во время прогулки в Уфе — предположительно, в лесу или в акватории реки Белой недалеко от детского лагеря «Чайка».
Поиски идут по земле, воде и воздуху.
Вертолетные облёты, катера, вездеходы и квадрокоптеры. Сканирование речного дна при помощи видеокомплексов. Обследование штолен (горных выработок). Прочёс острова. 3000 пройденных волонтёрами километров. За акваторией по течению реки Белой наблюдают с помощью оптических приборов. Вдоль береговой линии в течение светового дня выставляются наблюдательные посты. И никаких зацепок, кроме сапога…
И это, безусловно самая масштабная спасательная операция для этих мест: сотни людей — полицейские, следственный комитет, спасатели, водолазные группы, добровольцы и «Лиза Алерт» прочесали 1594 квадратных километров, но результатов нет.
В школе № 40 Уфы круглосуточно дежурит координационный штаб. Отработано 350 задач. На помощь Башкортостану приехали поисковики и волонтеры из других регионов.
Источник «Башинформ», бывший сотрудник правоохранительных органов склоняется к версии, что друзья утонули.
«Могу только предполагать, ни в коем случае не настаивать на этой версии, но думаю, что ребята отправились в мини-поход к реке Белой, повесили свои рюкзаки на дереве, подготовили место для костра, а сами пошли на разведку к водоему. Возможно, они решили перейти на другой берег из любопытства, посмотреть, что там на острове. А лед местами уже тонкий, вот один и провалился, второй попытался его спасти, может быть, как раз тянул за сапог, который потом нашли, но и сам ушел под воду, силы у товарища могли закончиться», — приводит слова эксперта агентство.
Версия о похищении, на которой настаивают родители, кажутся бывшему правоохранителю несостоятельной. Шантажисты со своими требованиями о выкупе объявляются сразу же.
Мнение о подкинутом сапоге ради заметания следов преступления — тоже под сомнением. Такой маневр с проникновением в эпицентр пропажи детей, где их уже ищут сотни людей, не остался бы незамеченным, даже, наоборот, гарантированно бы добавил похитителям проблем.
Выяснено, что мобильные телефоны ребят стали недоступны один за другим: интервал между отключениями — полторы минуты.
— То, что до сих пор не нашли тела, это, конечно, из-за течения. Могут потом и не всплыть. На моей памяти много таких случаев было. Например, убили человека, скинули труп в Уфе, а он всплыл в районе Благовещенска. Некоторых и дальше уносило, если не зацепятся где-то, кого-то и вовсе не нашли, — поделился своим видением источник.
— Первостепенной задачей остаётся осмотр береговой линии. Пока не произошёл разлив и река находится в русле, пешие группы продолжают тщательный прочёс местности. Автомобильные экипажи задействованы на расклейке ориентировок. В районе пропажи каждый день работают кинологические расчёты. Мы продолжаем искать и надеемся на лучшее, — говорят в поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт».
Павел Паличев и Дамир Адигамов ушли из дома 30 марта. Предположительно ушли гулять к детскому оздоровительному лагерю «Чайка». Домой не вернулись, оба перестали выходить на связь.
На следующее утро около 6-й пристани нашли их рюкзаки, они были повешены на дерево, рядом — небольшую свежевырытую ямку с дровами. Еще через два дня — напротив предполагаемой стоянки обнаружили вмёрзший в лёд сапог.
Следственный комитет по Республике Башкортостан возбудил уголовное дело по факту безвестного исчезновения несовершеннолетних. Отрабатывается несколько версий пропажи школьников. Но основная версия следователей, по данным источника «КП-Уфа» — в том, что мальчики утонули. Но железных доказательств, то есть тел — нет, и надежда умирает последней.
Еще одна версия исчезновения — ребята попали в ловушку в подземных пещерах, которые есть в этой местности. Павел и Дамир хорошо знали район, так как активности туристической секции проходили как раз в этом лесу. Жители района утверждают, что непосредственно около Дворца спорта есть входы в подземные пещеры и старые штольни. В некоторые из них можно проникнуть лишь по узким проходам, но внутри открываются большие полости и даже подземное озеро. Если парни пробрались в подземелье, то могли попасть под обвал или под поток талых вод.
Павел и Дамир — опытные туристы, они ходили в походы, занимались спортивным ориентированием, побеждали в соревнованиях.
Учились в разных школах, но вместе занимались в уфимском Детском центре туризма и краеведения «Меридиан».
За несколько недель до исчезновения, в начале марта, Павел и Дамир участвовали в Первенстве Уфы среди учащихся по спортивному туризму «Туристская лыжня — 2024». Они вместе выступили в смешанной группе (юноши и девушки) и заняли первое место.
Соревнования, в которых ребята взяли главный приз, проходили рядом с тем самым лагерем «Чайка».
Если основная версия Следственного комитета верна, то есть вероятность, что тела мальчишек унесло на десятки километров от места пропажи. Поиски осложняются сильным течением реки и ледоходом.
— В 2021 году утонувшего около шлюза Павловской ГЭС нашли около поселка Красная Бурна. Это достаточно далеко — 31 км только по суше, по руслу реки — гораздо больше. Процентов на 80 человек, где утонул, там и лежит. Но в период ледохода и половодья бывает, что уносит, — отмечает водолаз.
Поиски продолжаются. Спасатели, поисковики и волонтеры всё также обследуют береговую линию и более тщательно прочесывают лесополосу.
Ожидается прибытие беспилотного летательного аппарата из Москвы — с его помощью будут фотографировать, местность, в том числе, береговую линию в тех местах, куда попасть с суши не представляется возможным. Затем снимки будут анализировать криминалисты.
Оперативный штаб будет продолжать работу в круглосуточном режиме до тех пор, пока подростков не найдут, подчёркивают в «Лиза Алерт».