Иван Зубов
Финансовый аналитик Василий Олейник рассказал журналистам канала «Катарсис» о том, как складывается ценообразование на российском рынке автомобилей. И почему, к примеру, китайская машина, которая у нас стоит четыре миллиона рублей (а скоро будет стоить и все 5 млн рублей) в самом Китае стоит всего один миллион в переводе на рубли.
Подорожание импортной продукции аналитик логично связал с усложнением ее доставки в Россию из-за санкций. Доля импортных компонентов в любой сфере российского бизнеса традиционно очень велика. Разумеется, это касается и автомобилей тоже. Но, если раньше иномарки ввозились в страну напрямую через границу с Европой, то теперь, поскольку никто из европейских дилеров с нашей страной не работает, все идет через далекие обходные пути, что закладывается в конечную цену.
Те же БМВ или Мерседесы — официально в Россию свои машины привозить больше не могут. Зато они работают через перекупщиков. По данным аналитика, за доставку этих автомобилей в Россию через Казахстан перегонщики накидывают сверху еще 500-600 тысяч на каждую машину. Затем автомобили поступают российским дилерам прямо в салоны, а те накидывают сверху примерно столько же — 500-600 тысяч, чтобы соблюсти и свой интерес. В итоге покупатель должен переплачивать уже 1-1,2 миллиона только за то, что машина доставлена.
«Плюс спасибо нашему государству, которое ввело утилизационный сбор, и машины подорожали сразу на 20%. С 1 апреля после введения новых тарифных пошлины машины стали не только дороже, но и еще более недоступными по параллельному импорту. Его теперь фактически тоже не будет, поскольку в год на одного человека можно ввозить только одну машину.
Я живу рядом с таможней и наблюдал бешеный ажиотаж — очереди каждое утро просто километровые на растаможивание и оформление документов. Перекупщики везли машины целыми составами, по 50, по 100 штук, чтобы успеть растаможить. Поскольку все понимали, что после 1 апреля даже китайская машина, которая стоила 4 миллиона — будет стоит почти 5 миллионов, тогда как в Китае она на наши деньги стоит 1 миллион!»
Аналитик объяснил, из чего складывается эта цена: «Когда машина доходила сюда раньше, то вместе с растаможкой ее цена повышалась до 2-2,5 миллионов рублей, потом туда добавлялась оплата доставки в салон (около 500 тысяч рублей), и комиссионные, которые накидывал дилер (еще 500 тысяч рублей). Итоговая цена превращалась из изначального 1 миллиона — в 3,5 миллиона рублей. После 1 апреля она и вовсе достигнет 4,5-5 миллионов…».
Между тем, как уже сообщали «Новые Известия», Китай совсем не заинтересован в строительстве своих автозаводов в России. Ему намного выгоднее экспортировать в нашу страну свои машины. К тому же, ситуация осложняется еще и тем, что у некоторых китайских брендов, пришедших в Россию, существует дефицит запчастей, а потому и у автосервисов возникают сложности с заказом деталей для обслуживания и ремонта. Все это опять же сказывается на цене и самого автомобиля, и на стоимости его обслуживания.
Как отметил в этой связи сетевой аналитик Анатолий Несмиян, Китай рассматривает Россию как свою колонию: «Это означает абсолютно железное правило экономических взаимоотношений метрополии и колонии — „оттуда“ поступает дешевое сырье по бросовым ценам, „туда“ идет продукция высокого передела максимально высокой стоимости. Создавать на территории колонии производства, тем более производства полного цикла — это означает оставлять там часть добавленной стоимости».