Анна Снежина
Власти Москвы просят довести до мусульман информацию о вводимых в Москве ограничениях по празднованию Ураза-байрама (второго по значимости исламского праздника — в честь окончания поста в священном месяце Рамадан).
В частности, верующим рекомендуется совершать праздничную молитву «в домашних условиях», а не стекаться массово в мечети и молельные дома. Богослужения будут переведены в онлайн-формат.
Соответствующее распоряжение, вероятно, направил столичным префектам Департамент национальной политики и межрегиональных связей Москвы — чиновники мэрии просят коллег через работодателей и религиозных лидеров довести до верующих пожелания о новом формате празднования Ураза-байрама, по крайней мере, в этом году.
Особое внимание чиновники просят уделить информированию мигрантов из Центрально-Азиатского региона. В документе указано, что дополнительно проводится работа по информированию верующих мусульман о действующих на территории города Москвы ограничениях, об организации онлайн-трансляций богослужений из столичных мечетей и молельных помещений.
«<…> Учитывая вышеизложенное, прошу Вас организовать работу с организациями (в
том числе негосударственными), привлекающими для трудовой деятельности иностранных граждан, по информированию работников — верующих мусульман о действующих ограничениях и особенностях проведения праздника Ураза-байрам 10 апреля 2024 года на территории города Москвы», — говорится в письме за подписью и. о. руководителя Департамента Ивана Петрова.
Столичные власти полагают, что без должного информирования ранним утром 10 апреля верующие мусульмане будут массово прибывать на праздничный намаз к мечетям Москвы — Московской Соборной на Выползовом переулке, Исторической мечети на улице Большой Татарской, Мемориальной на улице Минской и к мечети «Ярдям» на улице Хачатуряна, а также к альтернативным площадкам в Сокольниках и на Проектируемом проезде.
В прошлом году массовые богослужения на Ураза-байрам проходили на этих же площадках.
Руководитель департамента Иван Петров также сообщает, что в Московской области тоже работают над подготовкой к Ураза-байраму, и список возможных мест проведения праздника будет направлен префектам дополнительно.
В пресс-службе Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы «Новым Известиям» ни подтвердили, ни опровергли подлинность письма за подписью Ивана Петрова.
«Сейчас не уполномочена и не могу давать комментарии, хоть и многие обращаются», — ответила сотрудница по телефону, но обещала предоставить все разъяснения после 10 апреля. Тем не менее в пресс-службе не стали отрицать, что любые рекомендации от властей относительно Ураза-байрама могут быть связаны с последствиями теракта в «Крокус Сити Холле».
Но Россия — многонациональная и дружная страна, о чем так любят лишний раз напоминать политики и чиновники всех мастей. Что было бы, если из-за шайки преступников, называвших себя христианами, в России запретили приходить на пасхальные служения в православные соборы?
Впрочем, эксперты призывают взглянуть на ситуацию с другой стороны и соотнести временные ограничения мэрии не с притеснениями мусульман, а, напротив, со стремлением оградить самих верующих от возможных угроз, учитывая контекст, в котором в этом году отмечается праздник.
— Видел это письмо. Конечно, проблема возникает: великий мусульманский праздник проходит почти сразу после ужаса в «Крокусе». Как праздновать во время траура и как не праздновать второй по значимости праздник, если ты истинно верующий мусульманин? В то же время, кто осмелится отрицать, что большие скопления людей после совсем недавнего теракта, когда и организаторы атаки еще не пойманы — это не риск? И в первую очередь — для самих верующих», — комментирует «НИ» руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов.
Да, признает он, и в России есть радикалы националистического толка, которые могут попытаться использовать ситуацию с терактом в своих целях.
«Так или иначе, большие скопления людей — любой веры и национальности — становятся мишенью для новых атак. Мне кажется, московский Департамент свои рекомендации давал, руководствуясь именно этой логикой, а не то, чтобы чиновникам захотелось разжечь межнациональную рознь», — полагает Василий Кузнецов.
Однако, неартикулируемые директивы чиновников, когда никто даже не пытается ничего объяснить, не менее опасны. В Москве мусульман, напомним, около 3 — 3,5 миллионов, и большая часть из них — это даже НЕ приезжие.
На духовные управления, правоохранительные органы и чиновников ложится большая ответственность. Ключевая их задача — во взаимодействии друг с другом вступить в диалог с верующими и доступно проговорить свои мотивы, риски, а не просто голословно запретить людям приходить в мечеть.
Важно не спровоцировать недомолвками агрессию и не допустить, чтобы временные ограничения интерпретировались в обществе как исламофобия или ненависть к мигрантам, подчеркивает историк.
Согласен с Кузнецовым и специалист по исламскому праву, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен:
— Первый встречный вопрос: а есть у правоохранительных органов реальные факты, сведения, указывающие на то, что в массовые мероприятия в этот период могут произойти новые эксцессы?
Мне кажется, после теракта они объективно есть. Власти действуют не из презумпции виновности, и угроза исходит даже не из мусульманской среды, а наоборот — из среды, которая канализирует сейчас антиисламские настроения. Тогда духовные управления, опираясь на свой авторитет, просто обязаны выдать верующим пояснения: в условиях, когда ситуация напряженная и чувствительная, и действительно возникает фактор непредсказуемости, не лучше ли обратиться к духовным основам и вспомнить, что высшая ценность — это человеческая жизнь?
Правовед ссылается на принципы фикха, которые истинно верующие мусульмане должны с пониманием принять и разделить в сложившихся обстоятельствах. Один из таких принципов гласит: ради человеческой жизни, ради избегания хаоса и вреда следует пожертвовать некоторыми нуждами.
— Вы когда-нибудь видели — сотни тысяч людей, идущих от метро к мечети на Соборной площади? Там огромное количество молодых — от 16-25 лет, и они действительно разгорячены в этот праздник. Достаточно посмотреть на эмоции тех, кто опаздывает — эти эмоции очень сильны! Не люблю слово «провокация», но, скажите — сейчас, когда по России прошлась эта волна недовольства после теракта (оставим за скобками справедливость этого гнева), толпа людей представляет потенциальную угрозу? Мой ответ — да! Желающие воспользоваться сложившейся обстановкой, возбудить настроения могут отыскаться легко, — говорит Сюкияйнен.
Каких бы новых угроз мы ни боялись после теракта, ограничения по празднованию большого мусульманского праздника (если они действительно будут введены), всё равно вызывают вопросы.
После теракта с самых высоких трибун, в том числе и глава государства, призывали не допустить в России роста исламофобии.
«Нельзя допустить, чтобы недавние трагические события в Крокусе спровоцировали рост ксенофобии и исламофобии», — заявил Владимир Путин на расширенном заседании коллегии МВД РФ. Он добавил, что именно этой цели и добивались исполнители и заказчики теракта.
Вместе с тем, правозащитники стали сообщать о кратно возросшем числе жалоб от мигрантов на притеснения. Активистка Валентина Чупик заявила, что с конца марта ей поступило более 8500 обращений об избиениях, незаконных задержаниях и выдворениях иностранных граждан из России. До этого, по ее словам, она получала лишь 2-3 просьбы о помощи в неделю.
Последовавшие распоряжения чиновников о новом порядке праздновании Ураза-байрама как будто встают в один ряд с усиливающимся в России трендом.