Posted 5 апреля, 15:43

Published 5 апреля, 15:43

Modified 5 апреля, 16:18

Updated 5 апреля, 16:18

Мусульмане на Соборной площади в Москве

Дома молитесь! Власти Москвы просят мусульман не приходить в мечети на Ураза-байрам

5 апреля 2024, 15:43
Фото: absatz.media
Мусульмане на Соборной площади в Москве
Столичные власти рекомендовали мусульманам в день празднования Ураза-байрама «совершать праздничную молитву в домашних условиях». Исламофобия накрыла многонациональную Россию или это вынужденная мера.

Анна Снежина

Власти Москвы просят довести до мусульман информацию о вводимых в Москве ограничениях по празднованию Ураза-байрама (второго по значимости исламского праздника — в честь окончания поста в священном месяце Рамадан).

В частности, верующим рекомендуется совершать праздничную молитву «в домашних условиях», а не стекаться массово в мечети и молельные дома. Богослужения будут переведены в онлайн-формат.

Соответствующее распоряжение, вероятно, направил столичным префектам Департамент национальной политики и межрегиональных связей Москвы — чиновники мэрии просят коллег через работодателей и религиозных лидеров довести до верующих пожелания о новом формате празднования Ураза-байрама, по крайней мере, в этом году.

Особое внимание чиновники просят уделить информированию мигрантов из Центрально-Азиатского региона. В документе указано, что дополнительно проводится работа по информированию верующих мусульман о действующих на территории города Москвы ограничениях, об организации онлайн-трансляций богослужений из столичных мечетей и молельных помещений.

«<…> Учитывая вышеизложенное, прошу Вас организовать работу с организациями (в
том числе негосударственными), привлекающими для трудовой деятельности иностранных граждан, по информированию работников — верующих мусульман о действующих ограничениях и особенностях проведения праздника Ураза-байрам 10 апреля 2024 года на территории города Москвы», — говорится в письме за подписью и. о. руководителя Департамента Ивана Петрова.

Столичные власти полагают, что без должного информирования ранним утром 10 апреля верующие мусульмане будут массово прибывать на праздничный намаз к мечетям Москвы — Московской Соборной на Выползовом переулке, Исторической мечети на улице Большой Татарской, Мемориальной на улице Минской и к мечети «Ярдям» на улице Хачатуряна, а также к альтернативным площадкам в Сокольниках и на Проектируемом проезде.

В прошлом году массовые богослужения на Ураза-байрам проходили на этих же площадках.

Руководитель департамента Иван Петров также сообщает, что в Московской области тоже работают над подготовкой к Ураза-байраму, и список возможных мест проведения праздника будет направлен префектам дополнительно.

В пресс-службе Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы «Новым Известиям» ни подтвердили, ни опровергли подлинность письма за подписью Ивана Петрова.

«Сейчас не уполномочена и не могу давать комментарии, хоть и многие обращаются», — ответила сотрудница по телефону, но обещала предоставить все разъяснения после 10 апреля. Тем не менее в пресс-службе не стали отрицать, что любые рекомендации от властей относительно Ураза-байрама могут быть связаны с последствиями теракта в «Крокус Сити Холле».

Презумпция виновности

Но Россия — многонациональная и дружная страна, о чем так любят лишний раз напоминать политики и чиновники всех мастей. Что было бы, если из-за шайки преступников, называвших себя христианами, в России запретили приходить на пасхальные служения в православные соборы?

Впрочем, эксперты призывают взглянуть на ситуацию с другой стороны и соотнести временные ограничения мэрии не с притеснениями мусульман, а, напротив, со стремлением оградить самих верующих от возможных угроз, учитывая контекст, в котором в этом году отмечается праздник.

— Видел это письмо. Конечно, проблема возникает: великий мусульманский праздник проходит почти сразу после ужаса в «Крокусе». Как праздновать во время траура и как не праздновать второй по значимости праздник, если ты истинно верующий мусульманин? В то же время, кто осмелится отрицать, что большие скопления людей после совсем недавнего теракта, когда и организаторы атаки еще не пойманы — это не риск? И в первую очередь — для самих верующих», — комментирует «НИ» руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов.

Да, признает он, и в России есть радикалы националистического толка, которые могут попытаться использовать ситуацию с терактом в своих целях.

«Так или иначе, большие скопления людей — любой веры и национальности — становятся мишенью для новых атак. Мне кажется, московский Департамент свои рекомендации давал, руководствуясь именно этой логикой, а не то, чтобы чиновникам захотелось разжечь межнациональную рознь», — полагает Василий Кузнецов.

Однако, неартикулируемые директивы чиновников, когда никто даже не пытается ничего объяснить, не менее опасны. В Москве мусульман, напомним, около 3 — 3,5 миллионов, и большая часть из них — это даже НЕ приезжие.

На духовные управления, правоохранительные органы и чиновников ложится большая ответственность. Ключевая их задача — во взаимодействии друг с другом вступить в диалог с верующими и доступно проговорить свои мотивы, риски, а не просто голословно запретить людям приходить в мечеть.

Важно не спровоцировать недомолвками агрессию и не допустить, чтобы временные ограничения интерпретировались в обществе как исламофобия или ненависть к мигрантам, подчеркивает историк.

Согласен с Кузнецовым и специалист по исламскому праву, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен:

— Первый встречный вопрос: а есть у правоохранительных органов реальные факты, сведения, указывающие на то, что в массовые мероприятия в этот период могут произойти новые эксцессы?
Мне кажется, после теракта они объективно есть. Власти действуют не из презумпции виновности, и угроза исходит даже не из мусульманской среды, а наоборот — из среды, которая канализирует сейчас антиисламские настроения. Тогда духовные управления, опираясь на свой авторитет, просто обязаны выдать верующим пояснения: в условиях, когда ситуация напряженная и чувствительная, и действительно возникает фактор непредсказуемости, не лучше ли обратиться к духовным основам и вспомнить, что высшая ценность — это человеческая жизнь?

Правовед ссылается на принципы фикха, которые истинно верующие мусульмане должны с пониманием принять и разделить в сложившихся обстоятельствах. Один из таких принципов гласит: ради человеческой жизни, ради избегания хаоса и вреда следует пожертвовать некоторыми нуждами.

— Вы когда-нибудь видели — сотни тысяч людей, идущих от метро к мечети на Соборной площади? Там огромное количество молодых — от 16-25 лет, и они действительно разгорячены в этот праздник. Достаточно посмотреть на эмоции тех, кто опаздывает — эти эмоции очень сильны! Не люблю слово «провокация», но, скажите — сейчас, когда по России прошлась эта волна недовольства после теракта (оставим за скобками справедливость этого гнева), толпа людей представляет потенциальную угрозу? Мой ответ — да! Желающие воспользоваться сложившейся обстановкой, возбудить настроения могут отыскаться легко, — говорит Сюкияйнен.

«Исполнители теракта добивались исламофобии»

Каких бы новых угроз мы ни боялись после теракта, ограничения по празднованию большого мусульманского праздника (если они действительно будут введены), всё равно вызывают вопросы.

После теракта с самых высоких трибун, в том числе и глава государства, призывали не допустить в России роста исламофобии.

«Нельзя допустить, чтобы недавние трагические события в Крокусе спровоцировали рост ксенофобии и исламофобии», — заявил Владимир Путин на расширенном заседании коллегии МВД РФ. Он добавил, что именно этой цели и добивались исполнители и заказчики теракта.

Вместе с тем, правозащитники стали сообщать о кратно возросшем числе жалоб от мигрантов на притеснения. Активистка Валентина Чупик заявила, что с конца марта ей поступило более 8500 обращений об избиениях, незаконных задержаниях и выдворениях иностранных граждан из России. До этого, по ее словам, она получала лишь 2-3 просьбы о помощи в неделю.

Последовавшие распоряжения чиновников о новом порядке праздновании Ураза-байрама как будто встают в один ряд с усиливающимся в России трендом.

"