Мария Соколова
В ЦБ серьёзно опасаются роста зарплат россиян: по данным Росстата за прошлый год, средняя номинальная начисленная зарплата выросла на 12,8% — до 73709 рублей. А впереди ещё исполнение поручения президента о повышении зарплат бюджетникам, которое подтолкнёт вверх все остальные…
По мнению ведомства Эльвиры Набиуллиной, в стране образуются перекосы: финансовые возможности людей растут быстрее возможностей производства. Реальные располагаемые доходы за прошлый год выросли на 5,4%, а производительность труда — только на 2%. Получается, что деньги у людей есть, а отечественных товаров не хватает — это приводит к росту цен, инфляции и стабильно высокой ключевой ставке в 16%, из-за которой нельзя просто пойти и взять ипотеку без программ господдержки.
Винить во всём слишком высокие доходы удобно. С одной стороны, это демонстрация успехов экономики, с другой стороны — хороший повод для закручивания финансовых гаек.
Если верить данным Росстата, то зарплаты за последние 7 лет удвоились!
Но Росстат учитывает зарплаты до уплаты налогов. Чтобы понять, сколько человек получает на руки, надо из этих 73709 рублей отнять 13% — получается 64127 рублей. Уже не так впечатляет.
К тому же в России растёт расслоение общества — прибавка доходов приходится в основном на состоятельных людей. Росстат ежегодно рассчитывает индекс Джини — чем он ближе к 1, тем сильнее расслоение общества. В 2022 году он составлял 0,395, а в 2023 году вырос до 0,403.
Похожие значения показывают Грузия, Гана, Мали, Шри-Ланка — далеко не самые благополучные страны.
Реальное же распределение зарплат выглядит иначе.
По итогам 2022 года линией раздела (одна половина населения зарабатывает меньше, вторая половина — больше) стала сумма в 40368 рублей — это называется медианной зарплатой. Вот это реальный показатель дохода для большинства россиян. После уплаты налога остаётся только 35120 рублей.
За 2023 год данных ещё нет, но если оптимистично предположить, что медианная зарплата выросла также, как и средняя, то теперь она должна составлять 39615 рублей «чистыми на руки».
Если отечественная промышленность не может справиться с такими доходами (состоятельные люди, которые обеспечили прибавку зарплат, по старинке ориентируются на импортную продукцию), то это очень плохая новость.
На 2024 год тоже прорыв не запланирован: ЦБ ожидает, что производительность труда, то есть стоимость выпускаемых товаров в расчёте на одного сотрудника, вырастет на 3,2%.
Повышение производительности труда действительно может убрать дисбаланс между зарплатами и выпуском продукции. ЦБ в качестве примера эффективного повышения производительности труда приводит один крупный машиностроительный завод, который роботизировал участок резки и сварки деталей, в результате выпуск деталей вырос на 40%, а потребность в персонале снизилась на 70%.
Повышение производительности труда — это не только рост выпуска продукции (в прошлом году во многих отраслях выпуск товаров в натуральном выражении снизился), но и потеря рабочих мест.
Меньше конкуренция за работников, меньше зарплаты, меньше инфляция. Сомнительный метод достижения цели по инфляции в 4%.
Нельзя забывать, что в последние 10 лет всё шло наоборот: с 2013 по 2022 год реальные доходы населения снизились на 6%, а производительность труда выросла на 7%. Отечественная промышленность выжила за счёт дешёвой рабочей силы.
В России по итогам 2023 года 40,7% ВВП пришлось на зарплаты. Немало, но в развитых странах доля зарплат в стоимости товаров и услуг ещё выше. В 2020 году, по оценке Европейской экономической комиссии ООН, самая большая доля зарплат в ВВП была в Швейцарии — 68,4%. В Германии, которая находится на 5 месте — на зарплату приходится 63,4% ВВП, в США (14 место) — 60,4%. В России в 2020 году, кстати, на зарплаты приходилось 54,3% ВВП.
Нынешний показатель в 40,7% — это даже меньше, чем в Узбекистане, Северной Македонии и Албании. Становление промышленности Китая было обеспечено дешёвой рабочей силой. Вот и в России дармовая рабочая сила помогла отечественной промышленности выжить в условиях санкций.
Но этап выживания в экстремальных условиях не может длиться вечно. Переход к достойной оплате труда неизбежен. Главное, чтобы в России власти не затормозили этот процесс, вынудив миллионы людей работать, как это было в Китае, за миску риса.