Posted 4 апреля, 12:53
Published 4 апреля, 12:53
Modified 4 апреля, 12:55
Updated 4 апреля, 12:55
Ирина Королёва
Многие автомобилисты считают, что за китайскими автомобилями будущее, и в этом есть доля истины. После того, как автопроизводители именитых брендов покинули рынок России или попросту приостановили производство у нас, выбора среди иномарок кроме китайцев нет.
Параллельный импорт, на который возлагались большие надежды, так и не заработал в полную мощь. В итоге из-за таможенных пошлин и прочих расходов стоимость даже у бюджетных автомобилей весьма не бюджетная. Хотим мы этого или нет, но продажи у китайских автомобилей будут расти, так как особой конкуренции у них теперь нет.
Российский автомобильный рынок продолжит расти и может достигнуть 1,8 млн единиц к 2028 году. Об этом сообщает китайское агентство «Синьхуа» со ссылкой на исследование РОМИР. Ключевыми драйверами роста станут субсидирование автопроизводителей и автокредитование, а также локализация китайских производителей. Но это — теория. Реальность выглядит иначе.
«Китай не заинтересован в том, чтобы строить в России автозаводы, предпочитая экспортировать в страну машины, которые производит сам». Об этом заявил президент АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов. По его словам, у ряда пришедших в Россию китайских брендов — дефицит запчастей, а у автосервисов — сложности с заказом деталей для обслуживания и ремонта.
«К сожалению, мы продолжаем наблюдать крайне агрессивную ценовую экспансию со стороны импортируемых автомобилей китайских брендов, которые не заинтересованы и не видят стимула в локализации своего производства в России, что загрузило бы дополнительными заказами и российскую компонентную отрасль», — сообщили «НИ» в пресс-службе АО «АвтоВАЗ».
Многие могут возразить: ведь в России уже построен автозавод китайская компания Haval. Там заявили, что в 2024 году в России официально появится сразу шесть новых моделей — 4 кроссовера и 2 внедорожника. В январе 2024 года в Туле на мощностях Haval должны были начать производство абсолютно нового кроссовера для российского рынка — Haval H3.
Но на этом, пожалуй, все.
Почему Китай не заинтересован в строительстве новых заводов в России?
«Если говорить про Haval, он был построен еще до начала СВО, в благополучные времена, и его создание скрепили своими подписями Си Цзиньпин и Владимир Путин. Фактически этот завтод работает в России с 2019 года. Больше ничего китайцы строить в России не будут по двум простым причинам: во-первых, они не хотят попасть под санкции, а, во-вторых, наш рынок сейчас не такой перспективный. Мы едва ли дотянем до 1,6 миллиона машин в год по продажам. Рынок не такой уж и большой, чтобы строить завод», — считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
Вместе с тем, российские заводы собирают автомобили из китайских машинокомплектов и запчастей. Пример — АО «Московский автомобильный завод „Москвич“.
Входящий в состав «АвтоВАЗа» «Автозавод Санкт-Петербург», где ранее производились автомобили Nissan, теперь будет выпускать автомобили под новым брендом XCITE.
«Наши автозаводы собирают китайские автомобили, но дальше этого сейчас не пойдет. Китай будет продолжать поставлять машинокомплекты, не более того. С запчастями к китайским авто дела обстоят по-разному. Есть марки, которые на нашем рынке давно, там с запчастями все в порядке, потому что есть дилерские склады. А если автомобиль поставили неофициально по параллельному импорту — запчасти месяцами можно ждать», — поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто.
Невеселую картину с перспективой китайских автозаводов в России обрисовал и сетевой аналитик Анатолий Несмиян:
«Логика Китая прозрачна, как слеза. Россия для него — колония в чистейшем виде. Что означает абсолютно железное правило экономических взаимоотношений метрополии и колонии — „оттуда“ поступает дешевое сырье по бросовым ценам, „туда“ идет продукция высокого передела максимально высокой стоимости. Создавать на территории колонии производства, тем более производства полного цикла — это означает оставлять там часть добавленной стоимости.
С чего бы такая вызывающая щедрость? Поэтому максимум, что китайцы могут позволить — это «крупноузловую» сборку типа «Москвича», которая сводится к переклеиванию шильдиков, причем с обязательным условием, что шильдики тоже будут произведены в Китае. Сломалось? Купите новое. В относительно простых случаях — замените сразу целый блок. А если учесть, что деваться некуда, конкуренции буквально ноль, то такой подход выглядит максимально оправданным».
Вывод — один. Не полагаясь на китайцев, развивать свой автопром и собирать свои автомобили.