Posted 3 апреля, 13:41
Published 3 апреля, 13:41
Modified 3 апреля, 13:43
Updated 3 апреля, 13:43
Оксана Самойленко
На прошлой неделе в Балтиморе, штат Мэриленд, обрушился мост. В его опору врезался контейнеровоз. Судно потеряло управление. Вантовый мост Key Bridge имени Фрэнсиса Скотта через реку Патапско сложился как карточный домик. В момент происшествия на мосту было оживленное движение. Несколько автомобилей упали в воду.
Произошедшее политолог Малек Дудаков назвал следствием инфраструктурного кризиса в США. По состоянию на 2019 год в стране насчитывалось 47 тыс. мостов, нуждающихся в ремонте. Это почти каждый третий мост в стране. На их ремонт нужно около 200 млрд долл. В американской казне таких средств не оказалось.
Key Bridge имени Фрэнсиса Скотта
Во время национальной инвентаризации Федеральное управление автодорог США еще в прошлом году обнаружило семь мостов, аналогичных по размерам и по состоянию конструкций рухнувшему Key Bridge. Эти мосты не признаны аварийными. Движение по ним разрешено. Но если в их опору, как и в случае с Балтиморским мостом, влетит какой-нибудь танкер, то катастрофы не избежать.
«Эти мосты содержат элементы, критичные к разрушению. Это означает, что повреждение всего одного стального компонента может привести к обрушению всей конструкции», — пишет Daily Mail со ссылкой на данные управления.
В списке кандидатов на обрушение:
Ежедневно по этим семи мостам проезжает свыше 794 тыс. автомобилей. Все эти переправы были построены даже ранее Балтиморского. Самый старый мост — Золотые ворота в Сан-Франциско и мост Святого Иоанна в Орегоне, были построены еще в 1933 и 1931 годах соответственно.
Инженер Билал Айюб, бывший председатель Отдела устойчивости инфраструктуры Американского общества инженеров-строителей, отметил, что единственным выходом в сложившейся ситуации было бы строить дополнительные ограждения вокруг опор этих мостов, не позволяющие судам приблизиться к конструкции.
Балтиморский мост не был аварийным. Он не был признан небезопасным или непрочным. Так почему же он сложился как карточный домик, как только в него врезался контейнеровоз? На этот вопрос отвечает сотрудник Института инженеров-строителей Джулиан Картер.
Он пояснил, что изначально этот мост не был спроектирован таким образом, чтобы выдерживать удары с корабля. Сама его конструкция предполагала, что мост сложится с катастрофической скоростью, как только произойдет удар о его опору.
«Когда вы убираете одну из опор, вы получаете катастрофическую ситуацию, потому что все остальные части моста внезапно оказываются перегруженными», — пояснил инженер.
Он пояснил, поскольку промежутки между опорами слишком большие, то эти опоры должны быть как можно легче, чтобы мост не рухнул под собственным весом. Однако в случае, если одна из опор выходит из строя, как было после столкновения с контейнеровозом, пиши пропало. Мост неизбежно рухнет, так как возросшую нагрузку не выдержат оставшиеся опоры.
Инженер-строитель Масуд Хайятдавуди из Университета Данди пояснил, что эти мосты не предназначены для того, чтобы выдерживать боковые нагрузки на свои опоры. «Еще боковые нагрузки в виде течения, ветра или даже столкновения с небольшой лодкой они выдержат. Но сила удара контейнеровоза значительно больше», — пояснил он.
Это не говорит о том, что подобные мосты плохо спроектированы, просто о них нельзя ударяться, пояснил инженер.
Инженер-строитель Уорикского университета Тоби Моттрам пояснил, что этот мост был спроектирован и построен по стандартам безопасности 70-х годов прошлого столетия, и эти стандарты, конечно, отличаются от современных. Он также добавил, что людям не стоит опасаться, что другие мосты в стране обрушатся. Конечно, если в них снова не влетит контейнеровоз.
Обрушения мостов подобные катастрофе в Балтиморе приведут к кризису в сфере торговли. Обрушение Key Bridge парализовало работу местного порта. А это, на минуточку, девятый крупнейший порт в стране. Его ежегодные обороты достигают 52,3 млн тонн на сумму свыше 81 млрд долларов. Ежегодно из этого порта вывозят 22 млн тонн угля и 500 тыс. тонн сжиженного природного газа. Потери для экономики от каждого дня простоя составляют 9 млн долларов.