Posted 3 апреля, 11:54
Published 3 апреля, 11:54
Modified 3 апреля, 12:16
Updated 3 апреля, 12:16
Иван Зубов
Во вторник, 2 апреля, сын владельца Crocus Group Эмин Агаларов дал интервью изданию Forbes, в котором подробно рассказал о том, как развивались события во время теракта 22 марта.
Первое, о чем Эмин Агаларов сообщил журналисту было то, что он со своим отцом Аразом Агаларовым приехали «Крокус Сити Холл» примерно через 40-45 минут после того, как начался теракт. При этом, по его словам, еще никто не знал, оставались ли в здании сами террористы. Не было еще и даже выставлено оцепление.
«Это была, конечно, ужасная картина: на улице уже были погибшие. Мы через, видимо, прострелянный террористами проем, через окно, вошли в холл. Тоже множество убитых», — говорит Агаларов. В то же время, по его словам, выживших им обнаружить не удалось, хотя они обошли все фойе «Крокуса». Однако, спасатели уже вовсю работали, вынося тела погибших.
Агаларов утверждает: 98% зрителей — то есть почти 6 тысяч человек — смогли выбежать из зала и здания всего за 15 минут. И это говорит о том, что эвакуационные выходы сработали. «Правда, многие пытались эвакуироваться через технические помещения, которые фактически ведут в никуда», — добавил он.
Кроме того, Эмин Агаларов заявил, что «если теракт осуществляли таджики, это не значит, что все таджики негодяи». Терроризм, по его справедливому замечанию, национальности не имеет.
Между тем, эксперты все увереннее утверждают, что это интервью и другие заявления исходящие от владельцев «Крокуса» не что иное, как попытка оправдаться.
Так, канал «ВЧК-ОГПУ» считает, что расследование теракта «активно развивается в сторону руководства „Крокуса“ и должностных лиц государственного пожарного надзора МЧС». Все они, по мнению аналитиков канала, являются потенциальными обвиняемыми. Они ссылаются на показания сотрудников пожарного надзора, из которых следует, что открытый в 2009 году концертный зал до марта 2023 года был под контролем Управления госпожнадзора по Московской области и только тогда был передан в ведение местного отдела.
Причем за минувший год противопожарную безопасность в концертном комплексе никто, по данным канала, не проверил «должным образом». Кроме того, эксперты канала задаются вопросом: будет ли привлечен к следствию непосредственно Араз Агаларов?
Эксперты канала Readovka тоже уверены, что Агаларов-младший в своем интервью попытался оправдаться «за отцовский „Крокус“, но лишь больше „закопал“ семейный бизнес».
Их удивляет то, например, почему так стремительно распространился по зданию огонь, если Агаларов заявляет, что система пожаротушения сработала штатно. К тому же из слов Агаларова становится ясно, что из зала на улицу вел только один (!) эвакуационный выход, который находился за сценой. А его продолжение и вовсе шло вглубь комплекса.
Кроме того, не сработала и система «Антипаника», что косвенно подтвердил сам Агаларов, сказав, что по «эвакуационному коридору» люди бежали не из здания, а дальше вглубь — к техническим помещениям, которых оказались закрытыми.
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян тоже счел интервью Агаларова попыткой перевести стрелки: «Агаларовы действуют по старой схеме „а у вас негров бьют“. Переводя внимание от вопросов, на которые они должны ответить в первую очередь, на вопросы, которые важны, но к ним не имеют никакого отношения.
Две трети погибших во время теракта погибли не от пуль террористов, а во время безуспешных попыток эвакуироваться. И вот эти сто погибших — это тот вопрос, который должны осветить владельцы комплекса. А теоретические изыскания на тему происхождения терроризма — это потом. Когда станет понятно, почему у этих ста человек не оказалось шанса выжить в построенных владельцами катакомбах».
Журналисты канала обратили внимание и на то, что Агаларов стал оправдывать свою семью от «неожиданных обвинений».
Так ли они неожиданны? Как сообщил нашему изданию адвокат потерпевших в результате теракта Игорь Трунов, в Следственный комитет РФ уже поступил первый иск против владельцев здания — отца и сына Агаларовых. В исковом заявлении, написанном от лица 13 человек (их число уже растет) утверждается, что владельцы «Крокус Сити Холла» не выполняли требований ни противопожарной, ни антитеррористической безопасности.
«Иск коллективный. (…) Не выполнены нормы антитеррористической безопасности, паспорт безопасности не составлялся надлежащим образом. Нарушен пункт 14 требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей. Там не в акте дело, а в определённом объёме работ, которые должны были провести. Это не просто подписали бумажку. Но я в иске не стал расписывать, что они обязаны были сделать. Я сослался на норму, которую они не выполнили. А норма говорит о том, что ответственность несёт владелец», — комментировал «НИ» адвокат потерпевших Игорь Трунов.
Трунов отметил также, что его заявители имеют все 100% шансов выиграть этот иск, настолько очевидны нарушения, задокументированные в сотнях видео и тысячах свидетельств очевидцев.
Кстати, Эмин Агаларов уже пообещал выполнить все, что потребуют он них власти. Вот, правда, останутся ли он и его семья в России?
Политолог Георгий Бовт сомневается в этом: «Есть сильные подозрения, что публикации в СМИ авторитетных рассуждений о возможной ответственности Агаларовых как владельцев „Крокуса“ являются ничем иным, как предупреждением: мол, пора вам валить. Скорее всего, Агаларовы так и сделают, отправившись в Азербайджан. Откуда выдачи уже нет. А большой скандал с Баку в случае ареста Агаларовых в РФ Москве сейчас совсем ни к чему. Сложностей с Ереваном достаточно. В подобных случаях арест собственников происходит почти сразу же, стоит напомнить».
Релоцироваться в Азербайджан для Агаларовых, видимо, действительно лучший выход. Во-первых, все явно указывает на то, что «Крокус Сити Холл» им восстановить не разрешат, а на месте теракта скорее всего будет построен мемориал его жертвам.
Во-вторых, у Агаларовых тесные связи азербайджанскими властями. Недаром же Эмин Агаларов был женат на дочери президента Азербайджана Ильхама Алиева. Недаром его отец Араз дружил с выдающимся советским певцом, выходцем из Азербайджана Муслимом Магамаевым, имя которого носил концертный зал, куда и ворвались террористы. Его память в Азербайджане чтят до сих пор.
Как уже сообщали «Новые Известия», с участием Агаларовых был создан благотворительный проект «Голос мой услышь», все доходы от которого пойдут на помощь пострадавшим от теракта в «Крокус Сити Холле». Его участники перепели произведения, которые исполнял или сочинял сам Магомаев. Его «Ноктюрн» в рамках этого проекта спели EMIN и Юля Паршута. Дело в том, что EMIN — это сценический псевдоним самого Эмина Агаларова. Ранее он уже исполнял песню Магомаева «Синяя Вечность» в качестве специального гостя на концерте Дженифер Лопес в Баку…