Posted 3 апреля, 16:36

Published 3 апреля, 16:36

Modified 3 апреля, 16:38

Updated 3 апреля, 16:38

Сенаторы утвердили повышение штрафов за рекламные спам-звонки

Как по закону наказать компанию за рекламный спам

3 апреля 2024, 16:36
Фото: shutterstock.ru
Сенаторы утвердили повышение штрафов за рекламные спам-звонки

Рекламодателей накажут рублем за спам-звонки

Хуже телефонных мошенников только навязчивые звонки с рекламой. Они раздражают и вынуждают не брать трубку при звонке с незнакомого номера. Но на самом деле телефонных спамеров можно наказать и пресечь дальнейший прозвон по вашему номеру. «НИ» выяснили у экспертов, как это сделать.
Сюжет
Законы

Мария Соколова

В России, пожалуй, нет такого человека, которому бы не звонили незнакомые люди с предложением каких-то услуг. Нежелательные звонки от тех, кому вы не давали свой номер телефона — это и есть спам. Такие звонки не только отвлекают и действуют на нервы, но порой и вводят в заблуждение.

Совет Федерации 3 апреля утвердил закон, который устанавливает особые штрафы за спам-звонки: для граждан 10-20 тыс. рублей, для должностных лиц 20-100 тыс. рублей и для юридических лиц 300 тыс. — 1 млн рублей.

Заодно в два раза повышены штрафы для банков и МФО за недобросовестную рекламу кредитов и займов.

Если вам не рассказали о возможном диапазоне полной стоимости кредита, то для юрлиц штраф составит 600 тыс. — 1,6 млн рублей.

С недобросовестной рекламой банков всё просто: кредитные организации находятся под постоянным контролем ЦБ и ФАС. Жалобы на них оказывают очень хорошее влияние. А вот со спам-звонками всё куда сложнее. «НИ» выяснили у экспертов, как с ними бороться.

Основатель и СЕО Mirey Robotics, эксперт по искусственному интеллекту Андрей Наташкин рассказал, что в последнее время людям становится всё сложнее выявлять такой спам на ранней стадии разговора. Раньше людей обзванивали роботы: стоит услышать неживую запись голоса — можно смело вешать трубку. Теперь же обзвонами занимаются самые настоящие операторы, которые могут «заболтать» свою жертву. И таких звонков становится действительно очень много.

— Около 15% от всего трафика приходится именно на спам-звонки — уточняет эксперт.

Спам-звонки — это законно?

Постоянные обзвоны с самыми разными предложениями наводят на мысль, что сейчас такие попытки привлечь клиентов абсолютно законны. Базы номеров крадут, продают на чёрном рынке, а потом, не стесняясь, используют для обзвонов. Кстати, если вы получаете звонки, которые тут же сбрасываются после ответа — это, скорее всего, идёт автоматическая проверка актуальности номера. Если вы ответили, значит этот номер можно передавать оператору для обзвона.

Но управляющий партнёр Адвокатского Бюро г. Москвы «Матюнины и Партнёры» Олег Матюнин поясняет, что и сейчас такие методы телемаркетинга вне закона. Просто в настоящий момент их выносят в отдельное правонарушение с увеличенными штрафами.

— До принятия предлагаемых поправок в КоАП РФ спам-звонки влекут за собой административную ответственность по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, штраф для юридических лиц по ней может составить от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Если вы когда-либо общались с сотрудниками компании, заполняли анкеты и дали своё согласие на обработку персональных данных (может даже и не заметив этого), то обзвоны от такой компании полностью законны.

Куда обращаться, если вам надоел спам

С телефонным спамом власти, а точнее Федеральная антимонопольная служба (этот орган следит за недобросовестной рекламой), пытаются бороться не первый год. Для этого на сайте ФАС есть даже специальная форма подачи жалоб. Но реализована она довольно странно: жалоба уходит не в ФАС, а оператору сотовой связи, который уже в течение 72 часов блокирует номер телефона.

ФАС в этом случае выступает только передающим звеном, а спамер остается безнаказанным. Сменить виртуальный номер и продолжить обзвоны — не проблема.

Что надо сделать, чтобы наказать спамера

Теперь, когда спам-звонки выводят в отдельный вид нарушения и назначают штраф до 1 млн рублей, есть надежда, что власти наконец-то займутся поиском спамеров. И тут уже простой заявки с указанием номера телефона звонившего может быть недостаточно.

Штраф в 1 млн рублей — серьёзное дело, понадобятся доказательства — поясняет эксперт по согласиям IT-компании HFLabs Тимур Сафиуллин. Помимо точного времени и номера, с которого поступает звонок, необходимо зафиксировать содержание звонка.

— В идеале нужна его запись, но сделать её в моменте практически невозможно. Если звонками часто надоедают, то можно предварительно приготовиться и записать разговор на диктофон.

Юрист Анна Колесникова уточняет, что пригодятся любые доказательства.

— Можно включить переадресацию на голосовой почтовый ящик и сохранить запись спам-звонка, либо сделать фотографии рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, сделать скриншоты звонка с видимым номером телефона, скриншот экрана при получении рекламного смс сообщения, также в качестве доказательств принимается запись телефонных звонков рекламного содержания на диктофон и прочие устройства

Не стесняйтесь делать записи: юрист-международник и член Ассоциации юристов России Вадим Петров рассказывает, что по закону можно даже не предупреждать собеседника. А вот за передачу записи посторонним людям без согласия собеседника грозит штраф по статье 13.14 КоАП РФ, но совсем небольшой: 500-1000 рублей. Переслали запись друзьям или выложили в соцсети — можете получить встречные претензии.

Но самая большая проблема, как отмечают эксперты, это идентификация звонящего. Кому выписывать штраф?

Тимур Сафиуллин отмечает, что самое главное — это знать номер телефона. Зная его, правоохранительные органы, могут сделать запрос оператору сотовой связи и установить владельца. Но номер может быть зарегистрирован на подставных лиц.

Поэтому будет лучше, если в ходе разговора вы сами попытаетесь выведать у звонящего дополнительную информацию — считает Анна Колесникова.

— Все сведения о рекламораспространителе, его адрес, наименование, контактная информация, которую указывает при спам-звонке сам звонивший, будет оцениваться антимонопольным органом в совокупности при рассмотрении заявления.

Особенно сложно выявить нарушителя в том случае, если существует несколько компаний с одинаковым названием. Обычное дело. В этом случае понадобятся дополнительные доказательства — добавляет Вадим Петров.

— В случае существования нескольких компаний с идентичными названиями, могут потребоваться дополнительные доказательства: документальные подтверждения, например, письма или электронные сообщения, подтверждающие взаимодействие с конкретной компанией. Технические данные, с использованием технологий отслеживания вызовов и анализ трафика для определения источника звонков.

Чтобы наказать спамеров, используйте все возможные средства записи разговора и его содержания, вытягивайте из мошенников максимум информации — всё это пригодится. К сожалению, никаких иных доказательств, кроме вашей собственной информации здесь быть не может.

"