Posted 2 апреля, 05:40
Published 2 апреля, 05:40
Modified 2 апреля, 07:54
Updated 2 апреля, 07:54
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Даешь водку за 100 рублей для бедных! Такие призывы снова появились на фоне увеличения потребления крепких алкогольных напитков. За последние 7 лет прошлый год стал рекордным — на душу населения было выпито 7,2 литра в этиловом эквиваленте.
Социальная водка поможет снизить потребление паленой, так как пьют ее не от хорошей жизни и не от высоких доходов, говорят сторонники дешевой водки. Противники снижения цен указывают за задачу государства бороться с пьянством и алкоголизмом. Не последнюю роль играет, однако, экономический резон. Вопреки расхожей информации, что государство получает только «половину» цены каждой бутылки горькой, эта цифра намного выше. Экономисты говорят, что акциз составляет 87% от стоимости литра водки.
Национальный русский продукт дешевым не был никогда, говорит директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Собственно, и русской водка стала по популярности, но не происхождению, потому что завезли ректификат в Россию немцы и стали его производить и продавать.
Впрочем, историки о происхождении крепкого алкогольного напитка спорят, некоторые утверждают, что водку изобрели русские монахи в 15-м веке. Но что известно точно — с 18 века в России действовала госмонополия на производство и продажу, продержавшаяся 200 лет.
Короткий период в 1920-х годах, когда и у советского государства сохранилась монополия на водку, и стояла задача побороть производство самогона в аграрной стране, продавалась «Рыковка», но с коллективизацией дешевой водке в Советском Союзе пришел конец.
— Никогда у нас в России не было дешевой водки. Была другая ситуация: в советский период бутылка водки стоила 5 рублей за поллитра в 81-83 годах при минимальной зарплате уборщицы 85 рублей. Но при этом квартплата за 2-комнатную квартиру с газом, телефоном и электроэнергией тоже была 5 рублей, что равнялось стоимости одной бутылки водки. Вот что позволяло быть водке в советский период относительно дешевой. Водки пили много, но она была доступной на фоне других услуг и товаров, — говорит Вадим Дробиз.
Парадокс нынешней ситуации в том, что на официальном уровне никто не знает, сколько в стране продается контрафактной водки. До 2010 года вся водка — и легальная, и нелегальная — продавались в тех же самых магазинах. Государство хотя и недополучало денег с продаж, зато точно знало, сколько население потребляло.
— Последнее позитивное, что было сделано — введение системы ЕГАИС, а с ней и легальной розницы в 2016–2017 годах. Эта система создала легальный рынок водки. До 2016 года все магазины продолжали продавать и нелегальную, и легальную водку. А до 2010 года вообще вся нелегальная водка продавалась в легальной рознице. Она попадала в статистический учет, — рассказывает Вадим Добриз.
Однако об объемах нелегального рынка правительство может только догадываться. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына подсчитывала параллельное потребление по косвенным признакам:
— Потребление чистого спирта на душу населения составляло в 2022 году 7,6 литра спирта. Есть косвенные способы посчитать потребление контрафакта, в частности, по алкогольным психозам, которое не учитывается в официальных продажах. Оно у нас получалось на уровне 3 литров.
Сторонники дешевой водки говорят, что контрафакт можно побороть ценой. Сомелье и знаток алкогольных напитков Эркин Тузмухамедов уверен в этом:
— Социальная водка — это мощный удар по контрафакту, потому что тогда будет невыгодно производить контрафакт. Я так думаю, что социальная водка будет производиться на тех же заводах, просто это производство выведут из тени. И потом надо понимать — наконец, догадались, что у народа нет денег. Есть люди, которым не до жиру, быть бы живу. Водка в условиях, в которых мы живем — это локальный транквилизатор. Так же как и сигареты, табак. Без этого многим обойтись невозможно. Наконец, что-то начинают понимать.
С этим категорически не согласна Марина Колосницына:
— Никакой алкоголь не может быть для человека хорошим. Алкоголь — это вред, это вам любой специалист скажет. Любой алкоголь, даже самый хороший, даже в самых умеренных дозах вреден для человека. В этом смысле снижение цены будет означать, что люди будут пить в разы больше и умирать. У нас мужская смертность на 90 с лишним процентов коррелирована с потреблением алкоголя.
У водки и нефти много общего, например, как формируется цена на эти продукты. И там, и там большую часть стоимости составляют налоги. Государство активно зарабатывает на продаже жидкого золота, будь оно черное или прозрачное.
Эркин Тузмухамедов достаточно скептически относится к водке, называя ее тупым продуктом. И действительно, ничего сложного в ней нет — спирт, разведенный водой. Ни то, ни другое много не стоит по определению:
— Ничем водки друг от друга не отличаются. Дорогая водка — это понты для дебилов, упаковка. Ничего больше. Водяра вся одинаковая, это чистый химический реактив, спирт-ректификат, разведенный водой. Кто-то мёд кладет, кто-то сахар. В остальном все абсолютно одинаково.
Впрочем, в водке есть еще один компонент — акцизы. Именно из-за этого налога цена на этот алкогольный напиток вырастает в разы. Противник дешевой водки, профессор Марина Колосницына этого не оспаривает:
— Акцизы в водке составляют больше половины цены, безусловно. И так во всем мире. Себестоимость производства спирта и водки из спирта очень низкая. В 2022 году средняя цена по Росстату 676 рублей за литр. Акциз составляет 589 рублей. Однако в бюджете акцизные налоги составляют совсем небольшую долю — в пределах до 5% доходов бюджета. Это вам не нефть.
Однако если посчитать точно, государство зарабатывает на каждом литре водки 87% цены — значительно больше 50%! Себестоимость водки составляет 30-40 рублей за литр, говорит Марина Колосницына. Если водка будет стоить 100 рублей за поллитра и 200 рублей за литр, то акциз надо будет понижать в 3 раза. Даже если контрафакт составляет 50% потребления, все равно он не восполнит потерь от снижения цены:
— Никто в 3 раза не будет больше пить алкоголя. Это все умрут через полгода. У нас, на минуточку, 60% взрослого населения вообще не употребляет алкоголя. Есть люди, которые не пьют алкоголь никогда ни в каком виде. Если люди, которые пьют изредка, 2-3 раза в год типа на свадьбах-поминках. И есть группа, которые пьют регулярно. Их остается около 30%.
Для всех, кто так или иначе связан с алкогольным рынком, наличие контрафакта — это данность. Однако рынок изначально поделен несправедливо, полагает Эркин Тузмухамедов:
— На социальную водку нужно будет снизить эти самые акцизы, маржа там будет минимальной. И не думайте — там никто ничего не потеряет, потому что водку по минимальной розничной цене производят отдельные заводы. Их никто касаться не может. Это дойная корова, и там сидят особые люди, которые все это и производят. На МРС тоже делается большая часть денег минимальной розничной цены. Просто будет другая статистика, что те бренды, которые были в лидерах, перестанут быть в лидерах — какая нам разница? Потребление вырастет, потому что какая-то часть выйдет из тени. Людям будет проще покупать что-то легальное.
Марина Колосницына говорит, что у нее в голове не укладывается, кто может принять решение снизить цену на водку. Да, в России экономика, далекая от идеала, но она рыночная:
— С другими продуктами цены регулируются таким образом, что производителям выламывают руки. Их приглашают, им объясняют, заставляют, уговаривают. Они выделяют продукты, на которые они немного понижают цену, но при этом они на другие продукты повышают, иначе они в трубу вылетят. При такой цене водки половина производителей уйдет с рынка, потому что для них это будет невыгодно. Это лоббизм со стороны крупных производителей, которые могут себе позволить это.
В соседней Финляндии государство действительно устанавливает цену на водку, но оно там монополист, а цены, установленные на крепкие алкогольные напитки, просто запретительные. Так поступают правительства во всех странах — цены идут наверх, потребление крепкого алкоголя падает.
В России власти закрывают глаза на контрафакт и повышают каждый год акцизы, а с ними растет цена.
Есть еще один способ привести водочные цены к советской гармонии потребления, говорит Вадим Дробиз. Для МРОТ, который сейчас в стране определен на отметке 19,23 тысяч рублей, должен быть не меньше 35-40 тысяч рублей в месяц. Но до этого в России еще очень далеко.