Виктор Левин
Оговоримся сразу: лед санкций никуда не тронулся. И знаменитый французский концерн ничего не объявлял о возвращении на российский рынок.
В Калугу автомобили или машинокомплекты приходят вроде бы из китайского завода «Донгфенг». Получатель — фирма «Автомобильные технологии», которая не первый год занимаются производством оригинальных запчастей для Пежо-Ситроен, а с конца 2023 года получила завод ПСМА.
Однако вся достоверная информация об инвесторах, поставщиках комплектующих, договорах с правообладателями бренда не разглашается.
По словам директора по стратегическому развитию ООО «Автомобильные технологии» Павла Безрученко, будущие машины приходят на завод в виде окрашенных кузовов. Имя поставщика — секрет. Кузова везут «преимущественно» железными дорогами из «дружественной страны». Что касается остальных запчастей, то они поставляются на завод из «разных точек» мира.
«Надо подчеркнуть, что речь идет о производстве в традиционном его понимании. Непосредственно автомобилем эти доставленные комплектующие становится только здесь. Все машины в итоге получают российский VIN-номер», — заметил Безрученко в интервью РБК.
Тот же туман тайны и неопределенности овевает и планы по производству Citroën C5 Aircross. Пока якобы есть не более 100 машинокомплектов, а первые готовые автомобили появятся у дилеров уже в мае 2024 года.
Что будет дальше — большой вопрос. Понятно, что все зависит от реакции покупателей.
Готовы ли россияне брать калужский переднеприводный Ситроен в одной комплектации за 4,3 млн рублей?
Опрос на Авто. ру показал плачевные перспективы. На вопрос «Citroen за 4 миллиона рублей — это интересно?» ответили 2300 человек.
— Да, ведь это европейский автомобиль — 7,8%
— Было бы дешевле, подумал бы — 39%
— Абсолютно бессмысленное предложение — 53,2%
И проблема не только в реноме всех французских автомобилей в массовом сознании россиян (хотя автор этих строк категорически не согласен с тем, что французские авто сильно хуже японцев или американцев. Автоэксперты отмечают, что едет и рулится Ситроен С5 Айркросс однозначно лучше, комфортнее и точнее, нежели китайские аналоги и многие «европейцы»).
Но шокирует заявленная цена «новинки» в 4,3 млн рублей, которая в самой Европе выпускается с 2017 года.
С5 Аиркросс должен был дебютировать в России в конце 2019 года. И тогда были объявлены официальные цены на кроссовер. Базовая комплектация Live была оценена в 1,876 миллиона рублей, или в 26 800 евро.
Сегодня в Калуге выпускают версию Feel, — она стоила 4 года назад 1 966 000 рублей, или 28 085 евро.
Но если посчитать объявленную цену по нынешнему курсу евро в 100 рублей, то получается аж 43 тысячи евро!
Таким образом, во время отечественной (!) сборки машина подорожала в полтора раза. При этом «Автомобильные технологии» до самого последнего времени ввозили готовые китайские «Ситроены», предлагая их по 4 035 000 рублей, или на 265 тысяч дешевле.
Получается, что российского покупателя просто наказали за право купить автомобиль с шильдиком «Сделано в России».
Можно предположить, что тест на патриотичность пройдут далеко не все любители городских кроссоверов. Тем более что за 4,3 «ляма» китайцы предлагают сейчас столько своих машин и в таких богатых комплектациях, что голова идет кругом.
Правда, производитель из Калуги обещает самую широкую локализацию комплектующих. Но прошлый опыт показывает, что этот фактор никогда не работает на дефицитном российском авторынке. Покуда нет реальной конкуренции — не будет и снижения цен.
Кстати, конкурентами С5 собственной сборки выступают и полностью импортные Ситроены, которая продает фирма «Автомобильные технологии». Цены на более престижный и более современный Пежо 5008 начинаются от 4,4 млн рублей. Примерно столько же просят за Ситроен С5Х.
Как справедливо замечает журнал Авто. ру, «выбирать Ситроен, как и раньше, будут единицы: либо гурманы, либо просто ностальгирующие по прежним временам и принципиально не желающие ездить на чём-то китайском. Хотя по сути ездить всё равно придётся на „китайце“, пусть и с европейской ДНК.»