Игорь Злобин
Парадоксальную ситуацию, которая возникла в мировой торговле из-за атак радикальных исламистов-хуситов на торговые суда в Красном море, описало американское издание Politico.
Издание отмечает, что Китай косвенно финансирует атаки хуситов, поскольку Иран экспортирует в КНР 90% своей нефти, а на полученную прибыль спецподразделение иранского Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Sepah-e-Qods обучает и финансирует хуситов и Хезбаллу.
По словам представителей западной разведки, Китай тем самым невольно помогает Ирану перекрыть движение судов в Красном море, ухудшая глобальные торговые потоки и нанося при этом ущерб собственным интересам.
Так, йеменские повстанцы-хуситы провели новую серию атак в Красном море и оказали сдерживающее воздействие на судоходство, поскольку через этот коридор, связывающий Азию и Европу, проходит около 15% мировой торговли.
Издание запросило комментарий у представителей китайского правительства, но Пекин не ответил.
При этом известно, что хотя хуситы и обещали не атаковать китайские торговые суда, но в начале этой недели выпустили несколько ракет по принадлежащему Китаю судну, зарегистрированному в Панаме. Правда, оно получило лишь незначительные повреждения. Неясно, знали ли хуситы о принадлежности корабля.
Международные санкции, призванные остановить попытки Ирана создать ядерное оружие, оставили эту страну без легальных покупателей иранской нефти. Китай же, который хотя и выступает против этих санкций, уже много лет извлекает выгоду из них, получая около 10% своей нефти от Ирана с огромной скидкой.
Однако, ситуация в Красном море усложнила эти расчеты. С октября 2023 года, когда хуситы начали атаки на суда в Аденском заливе и Красном море, торговый трафик упал там более, чем на 60%. А присутствие ВМС США и других стран НАТО не смогло сдержать эти атаки, которые повстанцы ведут с помощью беспилотников и ракет, поставленных Ираном.
Крупнейшие западные судоходные компании, такие как Maersk, заявляют, что Красное море сейчас слишком опасно, и перенаправляют свои суда вокруг африканского мыса Доброй Надежды, что увеличивает время доставки товаров примерно на 14 дней. Хотя выбор более длинного маршрута не слишком отражается на цене из-за высокой стоимости прохода по Суэцкому каналу, оно способно нарушить цепочки поставок, от которых зависит экспортный сектор Китая.
«Основной эффект — увеличение времени пребывания в море. Для Китая очень важно, чтобы глобальные торговые пути функционировали бесперебойно», — говорят эксперты издания.
Кроме того, атаки хуситов вызвали негодование Индии и Шри-Ланки, которые располагаются на этом морском маршруте. Так власти Шри-Ланки уже призвали Международную морскую организацию ООН подать в суд на Тегеран, которые финансирует хуситов. Дело в том, что в Восточной Азии, которая страдает от такого положения дел, мало кого волнует война в Израиле, а вот ущерб, который наносят Иран и Йемен мировой экономике, волнует очень, — заключает издание.
Ранее оно уже писало о том, что Китай дал понять, что не заинтересован в присоединении к международной операции Prosperity Guardian по обеспечению безопасности в Красном море и Аденском заливе. Кроме США, ее участниками являются Канада, Британия, Франция, Италия, Нидерланды, Испания, Норвегия, Греция, Бахрейн и Сейшельские острова.