Posted 28 марта, 06:49
Published 28 марта, 06:49
Modified 28 марта, 06:51
Updated 28 марта, 06:51
Мария Соколова
Генпрокурор Игорь Краснов огорошил заявлением: на коллегии с участием Владимир Путина он объявил, что число преступлений, совершённых незаконными и трудовыми мигрантами выросло на 75%.
— Совокупно число совершаемых ими криминальных деяний возросло на три четверти с 12 435 до 21 894 .
Оказывается, опасность для простых россиян кроется не только в отдельных террористах родом из Таджикистана, но и в тех рабочих, дворниках, курьерах, работниках общепита, что нас окружают.
Не удивительно, что на этом фоне правительство начало разрабатывать меры по ограничению доступа иностранцев в Россию, а силовики проводить рейды с проверками.
Минтруд, например, предложил назначить компанию «Работа в России» единым государственным оператором по набору трудовых мигрантов, чтобы никто не остался неучтённым.
Также ведомство считает необходимым ограничить максимальный срок действия контракта с приезжим двумя годами. Ряд депутатов (по совпадению все они — ярые сторонники возврата смертной казни) предложили ввести визовый режим со странами Средней Азии, сдачу всеми въезжающими в РФ мигрантами образцов ДНК или вовсе ограничение их въезда в Россию на время проведения СВО.
На первый взгляд всё сходится: мигранты представляют угрозу — им ограничивают въезд в Россию и усиливают контроль. Но 27 марта с неожиданным заявлением выступил начальник столичного главка МВД Олег Баранов. По его данным иностранцы в Москве за прошлый год совершили на 5,1% меньше преступлений, чем в 2022 году.
— Я не понимаю, откуда идет постоянно разговор об увеличении [числа преступлений] иностранными гражданами в городе Москве.
Так кому же верить: Генпрокуратуре или МВД?
Чтобы не было никаких сомнений, «НИ» обратились к официальной статистике МВД о совершённых в стране преступлениях и проследили динамику за последние 5 лет.
За это время рост числа преступлений, совершённых иностранцами, наблюдался только в 2021 и 2022 годах: на 5,9% и 10,3% соответственно. В 2023 году число таких преступлений сократилось на 3%. Январь 2024 года продолжает эту тенденцию: число преступлений сократилось ещё на 0,4%. Роста на 75% не видно.
Обратите внимание: генпрокурор Краснов говорил о преступлениях, совершаемых только нелегальными и трудовыми мигрантами, а не всеми иностранцами в России. Хорошо, статистка МВД даёт количество преступлений, совершённых выходцами из стран СНГ — в основном они ищут работу в России.
В этом случае рост был только в 2022 году, когда началась СВО. Тогда прирост составил 15,5%. В 2023 году число таких преступлений снизилось на 1,3%.
Увеличение числа преступлений, по данным Генпрокуратуры, с 12 435 до 21 894 в 2023 году и снижение числа преступлений, совершённым гражданами стран СНГ с 32937 до 32508, по данным МВД, выглядит удивительно.
Может быть, прокуратура ошиблась? Руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин считает, что это маловероятно.
— Генпрокурор — высокопоставленное лицо, ответственный чиновник, у него есть доступ к информации.
При этом таких грубых ошибок в данных МВД тоже быть не может. Год от года аномалий не наблюдается. К тому же Вячеслав Поставнин отмечает, что именно МВД является первоисточником статистических данных.
— Прокуратура — надзирающий орган над деятельностью МВД. МВД собирает статистику, фиксирует нарушения.
Так откуда же взялось такое расхождение? Эксперт считает, что всё дело в разной методике подсчёта. Существует масса различных преступлений и нарушений: изнасилования, кражи, нарушения миграционного законодательства. И публикуемые цифры будут зависеть от того, преступления по каким именно статьям отобрать.
Ещё Марк Твен говорил, что есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Но такое расхождение в показаниях чиновников высшего уровня не способствует росту доверия к официальной информации. По мнению Поставнина это недопустимо.
— Я считаю, что Генпрокуратура и МВД должны как-то между собой соотнести данные, прежде чем выходить с такими цифрами.
Сейчас решаются вопросы, которые окажут влияние не только на приезжих рабочих и их семьи, но и на экономику России. По оценке первого замминистра строительства и ЖКХ РФ Александра Ломакина, на стройках России задействовано порядка 800 тыс. рабочих. Без них возведение домов, прокладка мостов и дорог остановятся.
Принимать такие важные решения без полного понимания происходящего крайне опасно. Вячеслав Поставнин утверждает, что России очень не хватает прозрачных информационных систем, данные из которых помогали бы делать правильные выводы.
— Такое расхождение означает, что какая-то информационная система у нас чётко не работает. Что касается мигрантов, должны быть хорошие, чёткие информационные системы, доступные для экспертов и журналистов. Тогда можно конкретно обсуждать цифры. А сейчас такое расхождение — загадка.
Остаётся только гадать, представляют ли на самом деле трудовые мигранты угрозу для россиян или нет. Судя по статистике МВД — не больше, чем обычно. Но такая неразбериха может быть использована заинтересованными лицами, если теневая борьба за контроль над потоками мигрантов выйдет за рамки правового поля.