Posted 27 марта, 12:43
Published 27 марта, 12:43
Modified 27 марта, 13:21
Updated 27 марта, 13:21
Ирина Мишина
Сегодня десятый российский регион присоединился к запретам на работу иностранцев.
Власти Новгородской области запретили иностранцам, имеющим патент, работать водителями такси и автобусов, а также торговать алкоголем. Соответствующий указ подписал губернатор Андрей Никитин.
Работодателям необходимо будет уволить из этих отраслей всех мигрантов до 26 июня. Но при этом есть оговорки: запрет не коснется работников, имеющих в России вид на жительство или временную регистрацию в регионе, а также граждан стран — членов Евразийского экономического союза.
Говорится, что «документ принят с учетом рекомендаций МВД в целях урегулирования рынка труда, стабилизации миграционной ситуации, предупреждения преступлений экстремистской и террористической направленности на территории региона».
До этого запрет на работу мигрантов в отдельных отраслях ввели в Челябинской, Магаданской, Калининградской, Тульской, Новосибирской, Тюменской и Калужской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Якутии. Также документ о запрете на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан на основании патентов в легковое такси и арендованные легковые автомобили запретил и. о. губернатора Нижегородской области А.Гнеушев.
В указе, которым в Новгородской области запрещается принимать иностранных граждан на работу в такси и на общественный транспорт, говорится следующее: «Всем работодателям региона, имеющим в качестве основного, либо дополнительного указанные виды экономической деятельности, необходимо до 26 июня 2024 года уволить иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов».
Возникает вопрос: как именно будет проходить это увольнение? И скольких таксистов и водителей общественного транспорта лишится регион?
Что касается ГУПов, регулирующих работу общественного транспорта, тут все просто. Если у работника нет гражданства, вида на жительство, временной регистрации и он не гражданин страны — члена ЕЭС, ему попросту откажут: увольнение на основании постановления губернатора.
С таксистами все сложнее. Как пояснили «НИ» в Министерстве транспорта Новгородской области, в реестре такси в регионе состоят 1275 автомобилей. Но служба заказов работает через «Яндекс Такси».
В Новгородской области есть два крупных перевозчика — ООО «Виса» и «Авто Новгород». Но это служба заказа такси. Она передает заказы перевозчикам. Далее самозанятые перевозчики и ИП распределяют заказы между таксистами. Точное их количество никто не знает, потому что все это — не в ведении государственных структур. Таким образом, отрегулировать каким-то образом количество иностранцев будет крайне сложно. По крайней мере, в регионе не берутся назвать такие цифры.
В Минтрансе Челябинской области — примерно такая же схема. Там тоже служба заказов распределяют заказы частникам, которые по своему усмотрению нанимают водителей. Возникает вопрос: кто и как будут контролировать найм мигрантов в такси? Скорее всего, это будет частной инициативой перевозчиков.
То есть решения регионов о запрете на работу в такси мигрантам с патентом могут стать не более, чем своего рода отчетом губернаторов о работе по ужесточению миграционного законодательства.
«Это безусловно политическая мера. Ее цель — снять напряжение в обществе по поводу мигрантов. Многие сейчас не довольны перекосами в миграционном законодательстве. Но сработать может: в регионы, где приняты такие запреты, мигранты не поедут», — считает генерал- лейтенант МВД Александр Михайлов.
Возникает и юридический вопрос. Федеральный закон разрешает иностранным гражданам в России работу по патенту. Региональные же законы теперь запрещают работу на транспорте только по патенту. Нет ли тут противоречия?
«Противоречий нет. В законодательстве есть акты, которые находятся в совместном ведении федеральных властей и регионов. Главным документом является, безусловно, Трудовой кодекс. Однако статья 72, п. 1 Конституции говорит о том, что в совместном ведении может быть административное и трудовое законодательство. То есть субъекты федерации вправе регулировать трудовое право и принимать свои нормативные акты по трудовым отношениям», — пояснила «НИ» адвокат по гражданскому праву Любовь Гончарова.
Это значит, что региональные документы о запрете на работу в такси и общественном транспорте иностранным гражданам только при наличии патента — законны и имеют силу.
Инициативы губернаторов по запрету на работу мигрантам в такси и на транспорте уже вызвали отклики в соцсетях.
«По всей России ждём таких решений, надоело ездить с людьми, которые не знают город и язык», — пишет ВК Равиль Зайнулин
«Ну, сейчас они побегут за взятки гражданство оформлять», — замечает Роман Коновалов.
«Пожалуй, сейчас будет перебой с транспортом, но это не страшно, главное — мигранты в другие регионы разбегутся. Встречайте, от нашего дома вашему», — предполагает Максим Фадеев.
Эксперты автомобильной отрасли настроены иначе.
Дефицит водителей общественного транспорта в регионах достиг 30 процентов, в отдельных городах не хватает половины работников. Из-за этого часто простаивают даже новые автобусы.
Так, в Саратове сейчас на линию не выходит каждый четвертый автобус. Городские власти решили заполнить вакансии водителей сельскими шоферами. Некомплект водителей общественного транспорта в Вологде достигает 40 процентов. Средний возраст водителей автобусов приближается к пятидесяти годам. Молодежь на такую работу не стремится. Дошло до того, что из-за нехватки водителей автобусов отменяют туристические экскурсии. И улучшаться ситуация, судя по всему, не будет.
Что будет после ухода мигрантов из такси и общественного транспорта?
«В Москве в такси и автобусах работают более 40% мигрантов, в регионах цифры не меньше. После их массового ухода цены в такси предсказуемо вырастут. Были годы, когда фиксировался избыток водителей, тогда цены на такси снижались. Сейчас дефицит будет острейшим. Расплачиваться за все будет в конечном счете потребитель», — заявил «НИ» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
По мнению автоэксперта, отток мигрантов из транспорта коснется и автобусного парка.
«Водителей автобусов будет не хватать, в результате будет невыход автобусов на линию, время ожидания общественного транспорта существенно вырастет. Все это можно было бы понять, если бы на общественном транспорте предлагали конкурентные зарплаты. Но водителям автобусов сейчас предлагают от 30 тысяч рублей. Водители из Азии сильно выручали конечно», — резюмирует Петр Шкуматов.
По данным Института социально-политических исследований РАН, на сегодня дефицит перевозчиков в России составляет 68%.
«Можно заниматься популизмом и политикой, а можно трезво рассуждать и считать. В Великом Новгороде, например, население резко сокращается. И отток мигрантов из транспорта ударит по региону уже в ближайшее время», — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
По мнению аватоэксперта Игоря Моржаретто, надо было идти по другому пути — ужесточить контроль за обучением и работой мигрантов на транспорте, а не избавляться от них: «Цены взлетят, машины встанут. Кому от этого будет лучше?»
В любом случае за политические решения региональных властей расплачиваться в ближайшее время придется потребителям.