Posted 26 марта, 08:57

Published 26 марта, 08:57

Modified 26 марта, 08:59

Updated 26 марта, 08:59

Вторичные санкции от Запада: останутся ли наши горные курорты без канатных дорог?

26 марта 2024, 08:57
Сюжет
Санкции
В 13-й пакет санкций вошли новые требования со стороны Евросоюза, а также США, Канады, Австралии.Также введены ограничения Минторга США — они касаются почти сотни компаний, и российских из них только 63, а остальные — компании из третьих стран, в том числе из Китая и Турции — основных партнеров РФ.

Иван Петровский

КТО И ЗАЧЕМ ДАВИТ НА КИТАЙ В БОРЬБЕ С РОССИЕЙ

Печальный факт: знакомый бизнесмен построил новый завод в Воронеже, заказал металлообрабатывающие станки в Южной Корее и даже перечислил аванс на сотни тысяч долларов. Однако на днях стало известно, что китайский банк блокировал платежи, а корейцы отказались поставлять оборудование. В итоге новенький завод стоит без станков, которые в России практически не выпускают…

Как оказалось, в Китае к вторичным санкциям от Запада относятся весьма внимательно. Например, уже три государственных банка Китая — Chouzhou Commercial, Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) и China Construction Bank (CCB) — ужесточили платежи в адрес российских импортеров.Турецкие банки, в свою очередь, тоже уже начали ограничивать проведение переводов, которые касаются сделок с Россией.

Стоит заметить, что США ввели свои первые санкции в отношении России еще 24 февраля 2022 года, и сразу начали использовать инструмент вторичных санкций — они накладываются на компании или на частные лица из третьих стран.

«Еще ранее США вели свою оценку эффективности комплаенс-программ. Руководство по оценке комплаенс-программ в Штатах выпустили в 2017 году, обновив в 2020 году. Это список требований, по которым оценивается комплаенс бизнеса, в случае если возникает вопрос о наложении санкций. Таким образом, в США тщательно следят за действиями бизнеса, чтобы всегда иметь возможность приструнить его в случае нарушений. А начиная с 2022 года, как мы видим, любые действия зарубежных фирм, которые сотрудничают с Россией, работают в интересах России, используются в закупках товаров, в обеспечении российского рынка какой-то продукцией, уже тогда могли спровоцировать ответные действия со стороны США», — замечает политолог, экономист Михаэлис Галицкий.

Таким образом, США периодически обновляет «чек-лист» вопросов, которыми надо руководствоваться при принятии решения о необходимости вынесения обвинений и наложении санкций. И недавно Штаты снова ввели очередные санкции, а также усилили требования к странам, которые сотрудничают с Россией, стремясь «закрутить гайки» в отношении РФ, поясняет эксперт.

«Например, российские компании с государственным участием находятся под санкциями США, в итоге любые зарубежные организации, которые сотрудничают с российскими компаниями с государственным участием, автоматически тоже подпадают под санкции. В этой ситуации очевидно, что крупные государственные компании, которые торгуют с Россией и с США, скорее всего, будут делать выбор в пользу того, чтобы пусть и не рвать отношения с Россией, но не торговать с РФ», — резюмирует Михаэлис Галицкий.

Китай начинает и проигрывает

Как ни странно, но санкции Запада прямо затронули и сферы, совершенно далекие от ВПК и СВО. Кто бы подумал, что главный поставщик канатных дорог для российских горных курортов — австрийская компания Doppelmayr Seilbahnen GmbH — уйдет с рынка?

Свою деятельность на территории России и СНГ австрийцы начали еще в 1997 году. За это время реализовано более 130-ти проектов. Из наиболее ярких:

  • 35 подъёмников для Олимпиады в Сочи, в том числе, первые в истории России 3-х канатные пассажирские дороги типа 3S;
  • первая в России десятиместная гондольная канатная дорога серии D-line «Вероника» на ГЛК «Роза Хутор»;
  • кресельные канатные дороги в Южно-Сахалинске, построенные в рекордные сроки — 5 месяцев с момента подписания контракта;
  • буксировочная канатная дорога в Петропавловске-Камчатском;
  • первая в Москве городская канатная дорога — автоматическая система перевозки пассажиров в аэропорту Шереметьево.

Уход Doppelmayr не остался незамеченным в далеком Китае. Безусловно, китайский бизнес хорошо просчитал возможности своего развития именно в тех сферах российского рынка, которые, с одной стороны, имеют хорошие перспективы развития, с другой — могут просесть из-за ухода западных брендов. Поэтому сфера туризма тоже оказалась в поле зрения китайцев. Это, в том числе, и задача оборудования курортов.

Например, крупнейшая государственная китайская компания-производитель канатных дорог BMHRI (часть машиностроительного концерна Sinomach Group) тут же проявила интерес к обеспечению подъемниками горнолыжных курортов России.

Да и развернуться есть где. Горнолыжная отрасль России переживает бум, курорты получают поддержку — финансовую и моральную — со стороны федеральных властей.

Крупные курорты готовы вкладываться в расширение своих территорий и строительство новых трасс, более мелкие — хотят расти и обновляться. Например, хорошие перспективы развития показывают курорты Архыз (его развивает группа компаний Мантера), «Манжерок» (детище Сбербанка), Большой Вудъявр (инвестор — компания «ФосАгро»), туристы активно поехали не только на всем известные горы Красной Поляны, но и в Магадан, на Камчатку, на Алтай. А все это — перспектива вложения средств и получения хорошей прибыли.

Однако расширение и угроза вторичных санкций заставляет заказчиков из России задуматься: а стоит ли уповать на китайцев, которые сегодня согласятся поставлять оборудование, а завтра прекратят поставки?

«Возможно, профильные российские ведомства вполне логично оценили небезопасность перспективы сотрудничества с бизнесом из других стран взамен ушедших европейских компаний, — считает Михаэлис Галицкий. — Импортозамещение — ставка на собственное развитие — безопасная стратегия, которая дает всей стране мощный толчок к действию. А возлагать надежды на сотрудничество с новыми производителями из-за рубежа сейчас небезопасно — и вот подтверждение: новые санкционные движения со стороны США могут сделать такое сотрудничество просто невозможным».

В такой ситуации пострадает не только китайский производитель, но и российская сфера туризма. Ведь если BMHRI успеет поставить на каком-то российском курорте свои подъемники, то в случае вторичных санкций США Китай даст заднюю скорость, а российские туробъекты останутся у разбитого корыта, замечает экономист: обрубятся все возможности дальнейшего получения запчастей и сервисного обслуживания. И это может оказаться критической проблемой для курорта, которому придется еще раз вкладываться в переоснащение своих трасс.

Сработает ли импортозамещение в производстве канатных дорог?

В то же время, как выяснили НИ, у китайских производителей здесь, в России, есть достойная конкуренция. Это российские производители подъемного оборудования.

Причем у них хорошие козыри: российские производители подтверждают все регламенты и правила техэксплуатации своих изделий, их разработки конкурентоспособны западным, при этом китайское качество все же ниже, в Китае в целом снижены требования к подъемникам, к безопасности в том числе.

Второй важный момент: сегодня российские власти открыто поддерживают привлечение именно отечественных производителей, в туризме в том числе. Об этом говорил и Максим Решетников:

«Важно, что инвестиции идут не на закупку импортного оборудования, а на заказы для наших предприятий».

Компания «РУСЛЕТ» начала строительство нового завода в Тверской области. Запуск площадки в 30 тыс. кв. м и мощностью 20 канатных дорог в год запланирован на первый квартал 2025 года. Стоимость проекта ― 3 млрд рублей. На нескольких курортах страны уже скоро появятся канатные дороги «РУСЛЕТ»: уже завершено строительство канатной дороги в Кировске на курорте Большой Вудъявр, заключено соглашение о строительстве подъемников на курорте Архыз (Карачаево-Черкессия), а также «Турьев Хутор» (Сочи).

Ожидается, что для локализации производства будут использованы возможности «Северстали», которая уже изготовила канат, и «Белаза», где имеется подходящая для будущего завода линейка редукторов, отметили в ТАСС.

Эксперты отрасли отмечают так же возможности зарегистрированной в Междуреченске Кемеровской области компании «ТР-системы», которая осуществляете самые разные проекты — от Камчатки до Псковской области и Кавказа.

Еще одним игроком рынка выступает фирма «Национальные канатные дороги» из Кабардино-Балкарии, чья специализация — курорты Северного Кавказа.

А вот хватит ли у российских производителей ресурсов, чтобы полностью заменить и европейские, и китайские фирмы, покажет недалекое будущее.

Подпишитесь