Posted 26 марта, 11:16
Published 26 марта, 11:16
Modified 26 марта, 11:18
Updated 26 марта, 11:18
Иван Зубов
После теракта в Москве в обществе вспыхнула дискуссия о том, что будет построено на месте сгоревшего «Крокус Сити Холла».
Но для начала неплохо было бы прояснить важный вопрос: насколько долгой будет память всех жителей страны и о бойне, учиненной террористами 22 марта, и о терактах Каширке в 1999 году, в «Норд-Осте» в 2002 году, в Беслане в 2004 году, и о других, которых было немало, причем не только в столице?
Так, чтобы почтить память детей и взрослых, погибших в бесланской школе №1, пойти гражданам страны некуда, кроме мемориального кладбища в том же Беслане. Мало пригоден для этих целей и памятник жертвам Дубровки, к которому приходят разве что родственники и близкие погибших. Вряд ли кого-то побуждает хотя бы на минуту замереть в память о погибших соотечественниках мемориальная доска на станции метро «Автозаводская». Этот список можно продолжать долго.
Получается, что в столице огромной страны, где так или иначе бывают россияне, живущие в других регионах, нет ни одного места, специально предназначенного для общей памяти.
А ведь это, пожалуй, единственное, что по-настоящему объединяет граждан в общество вне зависимости от их политических взглядов. И способно сделать это даже сильнее, чем память войне, поскольку речь идет о людях, которые были полностью беззащитными в войне необъявленной, в войне подлой, в войне исподтишка, в войне, жертвой которой может быть и становится, как видим, любой, и в любой момент.
Пока же единственным в этом роде гражданским мемориалом в Москве является памятник жертвам советских политических репрессий — Соловецкий камень, к которому ежегодно 30 октября приходят тысячи людей, кладут цветы и произносят имя одной из жертв сталинского террора. И ведь, что интересно: люди идут именно на Лубянку, а не к мемориалу «Стена скорби», специально для этих целей установленному московскими властями на проспекте Сахарова. А все потому, что это символ именно гражданского единения против именно государственного террора.
Теперь же мы имеем дело с другим видом террора, единство против которого было бы признаком единения уже всей страны, а не только антисталинистов, которые сегодня почти сплошь признаны оппозицией.
Что как не такой мемориал способно сделать почти невозможное, объединив всех, без деления на лоялистов и оппозиционеров? Именно поэтому, было бы идеально, чтобы этот мемориал, если решение о его создании будет принято, был бы построен на пожертвования граждан, а не полностью на бюджетные деньги — тогда люди действительно будут знать о том, что сделали общее дело.
Именно так был построен знаменитый Мемориал Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в фонд которого поступило от американцев, и не только — более 350 миллионов долларов. Кстати, целями строительства этого мемориала основатели некоммерческого фонда назвали:
— Помнить и чтить память тысячи невинных мужчин, женщин и детей, погибших в результате страшных атак 26 февраля 1993 года (это была первая попытка террористов взорвать башни-близнецы, в результате которой погибли 6 человек, более тысячи были ранены, прим. ред) и 11 сентября 2001 года.
— Уважение места трагической гибели людей.
— Признание выносливости тех, кто выжил, мужества тех, кто рисковал своей жизнью ради спасения других и благодарность всем, кто помогал нам в тяжёлые минуты.
Пусть живут воспоминания и дух, который будет вечным маяком, свидетельствует о бесценности жизни, укрепляет нашу решимость сохранить свободу и вдохновляет на искоренение ненависти, невежества и нетерпимости».
Жертвами того теракта стали около трех тысяч человек, таких же беззащитных, как московские зрители или бесланские школьники.
Пока же дискуссия продолжается. «Новые Известия» провели опрос на эту тему, и оказалось, что большинство наших читателей поддерживают идею строительства мемориала, правда, о финансовой стороне вопроса речи пока не было.
Того же мнения и участники опроса пользователей сервиса SuperJob, судя по результатам которого большинство (57%) москвичей и жителей Подмосковья считают, что на месте «Крокус Сити Холла» необходимо разбить парк и установить мемориал. Среди опрошенных россиян цифра меньше — 49%.
24% считают, что нужно восстановить концертный зал. «Назло террористам», видимо. Женщины чаще мужчин хотели бы видеть там мемориально-парковый комплекс (53% и 46% соответственно).
Между тем, депутаты Госдумы, как уже сообщило наше издание, инициируют обращение по поводу создания мемориала на этом месте. Среди инициаторов — депутаты Татьяна Буцкая, Ольга Занко и Елена Драпеко. По словам Драпеко, реконструкция здания нецелесообразна и организовывать увеселительные заведения там не стоит.
Вот что написала в своем канале в поддержку мемориала первый зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая: «Считаю невозможным на месте трагедии снова строить концертный зал, где будут проводиться увеселительные мероприятия. Концерты, шоу, выступать комики. Не-воз-мож-но! Танцы на костях устраивать безбожно, в этом месте болит душа. Мемориал нужен. Место памяти и скорби».
Своей коллеге вторит депутат Валерий Селезнев: «Думаю, плохая это идея, восстанавливать концертный зал Крокуса. Ненамоленное это место для храма музыки оказалось. И отмаливать грехи перед погибшими и их родственниками за „контроллеров“ вместо полноценных охранников, за заблокированные эвакуационные выходы и непонятно как работающую пожарную систему и тревожную сигнализацию, придется нам всем деятельно и долго, очень долго.
Так что, поддерживаю идею создания памятного мемориала на месте пепелища, в которое превратилась одна из главных концертных площадок страны. Ибо не место это для веселья стало, на многие годы вперед».
Правовед Андрей Тенишев, кстати, напомнил о бесланском мемориале: «Уже говорил, что восстанавливать концертный зал на месте гибели людей — кощунственная идея. Хорошо, что в Госдуме, в отличие от владельцев самого „Крокуса“ есть понимание масштаба трагедии. У нас произошел крупнейший теракт со времен Беслана, и в том же Беслане был открыт мемориальный комплекс в школе № 1 в 2012 году. Почему для „Крокуса“ должно быть исключение?»
Однако, видимо, не все пойдет гладко и здесь, потому что та же Драпеко, а также депутат Госдумы Владимир Ресин высказываются за то, чтобы построить в память о погибших храм. Это довольно спорное предложение для многоконфессиональной страны, а повторять концепцию комплекса на Поклонной горе, где сосуществуют православный храм, мечеть и синагога, было бы, по меньше мере, странно.
А что же сами владельцы этого участка земли, от которых тоже многое зависит? Уже сообщалось, что через день после теракта Crocus Group заявила о намерении восстановить разрушенный «Крокус сити холл». «Мы никогда не забудем тех, кто пал жертвой террористов. То, что разрушено их грязными руками, будет восстановлено», — заявили в компании.
По этому поводу эмоционально высказался сетевой аналитик Анатолий Несмиян: «Восстанавливать Крокус в прежнем виде — это, скажем аккуратно — не по-людски. Уже есть заявления о том, что некоторое количество людей, которые погибли непосредственно в эпицентре пожара, будет невозможно найти в силу того, что их тела сгорели полностью.
Как будет выглядеть увеселительное заведение на месте фактически кладбища — вопрос этический. Но это вопрос, конечно, к владельцам. Если у Агаларовых своя этика и свои понятия о добре и зле — то не вопрос».
Однако, общественное мнение уже побудило владельцев злополучного места сделать новые заявления. Так, Эмин Агаларов сказал, что мемориал жертвам теракта обязательно будет создан, а судьбу «Крокуса» решат с учетом «мнения страны»:
«Наверное, преждевременно говорить, будет ли восстановлен „Крокус Холл“ в том виде, в котором он был. Я думаю, что решение, которое будет принимать мой отец, — естественно, опираясь на какое-то общее мнение страны по этому поводу, и правительство нам даст тоже какое-то их видение, как дальше нам действовать».
Напомним, что 22 марта перед началом выступления группы «Пикник» «Крокус Сити Холл» атаковали вооруженные террористы. Следком РФ на текущий момент сообщает о 137 погибших. Но при этом под завалами могут оставаться еще останки десятков жертв, фрагменты уже находят, но опознать погибших будет крайне сложно. 11 подозреваемых, в том числе и 4 непосредственных исполнителей теракта, уже задержаны и допрошены.