Posted 25 марта, 07:08
Published 25 марта, 07:08
Modified 26 марта, 07:55
Updated 26 марта, 07:55
Ирина Мишина
По самым предварительным подсчетам, в этом году 1 сентября в первый класс должны пойти больше двух миллионов детей. Эта цифра станет максимальной за последние 20 лет. При этом оказалось, что в некоторых школах не хватает мест, растет число учащихся во вторую смену, а учителя работают в полтора–два раза больше нормы из-за низкой зарплаты. К чему готовиться в этом году?
Запись детей в первые классы стартует в полночь 1 апреля. Основной период продлится до 30 июня. В этот период в школу будут зачислены те, кто прикреплен к ней по месту жительства. Или, говоря языком чиновников, «живет на прикрепленной территории».
С 6 июля по 5 сентября будет период зачисления первоклассников на оставшиеся свободные места.
Помимо портала Госуслуг, заявление о приеме в школу можно будет подать в МФЦ, Центрах муниципальных услуг и непосредственно в школе.
Практика показывает, что не все родители, просидевшие с секундомером у компьютера в ночь на 1 апреля, чтобы ровно в 0.01 часа 1 апреля выбрать школу и записаться в первый класс, добиваются удачи.
Бывает так, что из-за наплыва пользователей сайт Госуслуг просто зависает. Через несколько часов борьбы с электронной формой записи многие выясняют, что в электронных документах, поданных на ребенка из детсада, куча ошибок. Таких будущих первоклассников электронная система не считывает и никуда не записывает. Именно поэтому многие родители действуют по старинке: записывают детей по электронной почте школы, через официальный сайт школы или приходят в школу и записывают лично.
А некоторых ждет разочарование по другой причине. Записавшись в первый класс нужной им школы, они видят впереди очередь из десятка человек — льготников. Об этой ситуации стоит сказать особо, потому что она довольно распространенная.
Так, в прошлом году случились скандалы в Ростовской области и в Екатеринбурге, где сотни детей не смогли попасть в 1-й класс в школу рядом с домом. В одну ночь накануне открытия записи их номера в очереди отодвинулись на сто и больше позиций назад. Чиновники в образовательных организациях объяснили это тем, что все места перед ними заняли льготники.
Причина в том, что у детей полицейских, военнослужащих, судей, прокурорских работников действительно есть право внеочередного приема. Но только если это школа-интернат, расположенный по месту прописки. В обычных школах у них первоочередное право, но есть ремарка — «при наличии мест». Сейчас к этой категории льготы добавили детей участников СВО, которых принимают вне очереди даже при отсутствии прикрепления к школе. Полный перечень льготников достаточно длинный.
Преимущественным правом приема в школу обладают также дети, чьи старшие братья или сестры там уже учатся, при условии, что они живут на закрепленной за школой территории. В некоторых регионах действуют еще местные законы, например, о первоочередном приеме детей учителей. Есть школы, прием в которые проходит на конкурсной основе. Учредители имеют право ввести вступительные испытания и учитывать их результаты при приеме в школу. Правила некоторых школ это позволяют.
Главная проблема в школах — это нехватка мест.
Год назад Роспотребнадзор оштрафовал директора Новосибирской школы № 76 Надежду Равлюк на 30 тысяч рублей. Причина: превышение допустимого по установленным санитарно-эпидемиологическим правилам числа учеников в школе. Просто детей в школе было больше положенного. Директор попыталась оспорить штраф в суде, однако получила отказ. Областной суд оставил в силе решение регионального управления Роспотребнадзора.
Дело в том, что школа эта расположена на одной из главных улиц города, которая активно застраивается. Жители многочисленных новостроек все поголовно приписаны к одной единственной школе. При этом отказать в приеме детей в первый класс директор не имеет права — ребята должны быть зачислены по месту прописки.
А совсем недавно рекордсменом по числу первых классов стала одна из школ в Краснодаре: в ней сформировали целых 33 параллельных класса, которые получили все буквы алфавита от «А» до «Я». Причина та же — застройка, опережающая по своим темпам строительство школ.
«В больших городах есть такая проблема: домов много, а школа — одна. Но в Москве все решается достаточно четко. Школ и комплексов хватает, правда, есть такая проблема, как перегруженность классов. Когда я начинал работать, у меня в 10 классе было 47 учеников. По нормативам, в классе должно быть не больше 25 человек. У нас сейчас, как правило, по 30-32 человека. Да, приоритет при зачислении — у детей офицеров, работников правоохранительных органов, добавились еще в льготные категории дети участников СВО», — поделился с «НИ» доктор педагогических наук, директор образовательного комплекса «школа 109» Евгений Ямбург.
Многие родители задают вопросы о вступительных экзаменах, которые проводят некоторые школы перед приемом в первый класс. Часто это форма тестирования. Правомерно ли это?
«Экзамены сдают только при поступлении в профильные и предпрофильные классы. Там есть вступительные испытания. В первый класс мы в нашей школе берем всех. Есть, правда, сейчас такое направление, называется „эффективная началка“: это когда первый класс проходят за полгода и сразу переходят во второй, там есть тесты. В остальном надо смотреть правила конкретной школы», — пояснил Евгений Ямбург.
Часто классы переполнены по другой причине: не хватает учителей, которые перегружены работой. Около половины учителей работают от 30 до 40 часов в своей школе. Хотя норма по нагрузке — 18 часов, но при такой загрузке зарплата — мизер, не больше 20-25 тысяч. Сегодня ставка учителя меньше ставки врача на 50%. В этих условиях многие просто уходят из профессии.
Как добавляет учитель Марина Шарова, классы переполнены еще и потому, что родители пытаются пристроить ребенка к опытному учителю в началке.
«Из-за нехватки учителей бывает так, что весь класс переводят на дистант: учитель из другого города ведет дистанционно уроки. Учителя уходят, потому что зарплаты мизерные. 50 часов в неделю гарантируют всего лишь зарплату в 50 тысяч. Средняя зарплата 20-25 тысяч, это мало, кого устраивает. Из-за дефицита учителей классы также часто объединяют, один учитель работает на 2 класса. Вторая смена в школах бывает сейчас даже в началке: разные классы приходят к одному учителю в разное время», — рассказала «НИ» учитель из г. Режа Свердловской области Марина Шарова.
По статистике, сегодня каждый шестой школьник начинает учиться во 2-ю смену. Это не нравится родителям. Несколько лет назад Владимир Путин предлагал отказаться от второй смены, но полностью это сделать не получается. Для этого нужны дополнительные места, которых пока нет. В российских школах не хватает 900 тысяч мест…
Еще одна проблема городских школ — разные корпуса, которые часто находятся на приличном расстоянии друг от друга. Братьев и сестер по закону отдают в одну школу, но при этом разные корпуса с одним и тем же номером зачастую разбросаны по разным районам города. При записи в школу это тоже надо иметь в виду.
Многие родители жалуются и на большое количество детей мигрантов в классах, которые тянут назад всех учеников. По оценке Министерства просвещения, в школах России учатся 140 тысяч детей мигрантов.
Школ, полностью укомплектованными мигрантами, возможно, еще и нет, однако если посмотреть на национальный состав первых классов в школах юго-востока Москвы или Капотни, там число детей мигрантов зашкаливает далеко за 60-70%. Сопутствующие проблемы всем родителям хорошо известны. Дети приезжих, поступая в школу, часто либо вообще не говорят по-русски, либо говорят плохо.
«С ними очень тяжело. Женщин-учителей они просто не воспринимают, смотрят поверх тебя. Многие приезжают совершенно без знания русского языка, но настаивают на том, чтобы их ребенка помещали в тот класс, в каком он учился у себя на родине, хотя реальным российским образовательным стандартам это не отвечает. Пока ты растолковываешь все такому ребенку, остальные скучают, мотивация в классе падает», — рассказала «НИ» учитель из г. Режа Свердловской области Марина Шарова.
Если при обучении в классах мигрантов особых правил нет, то при появлении в коллективе инвалида все становится по-другому. Такой класс сокращают, он становится меньше сразу на 5-10 человек и к нему прикрепляется тьютор. Но инвалидов в школах мало: родителям требуется пройти сотни бюрократических барьеров, да и сами школы у нас не приспособлены для передвижения инвалидов-колясочников, например.
Но переполненные классы, вторая смена и корпуса школ в разных районах — проблемы городских школ — в общем-то меркнут на фоне того, что переживают сельские школы.
Каждая третья малая школа нуждается в капитальном ремонте. В аварийном состоянии, когда здание требует ремонта и в нем опасно находиться, — 8% сельских школ в Дагестане, по 6% — в Якутии, Карачаево-Черкесии и Тыве. Почти в шести тысячах школ нет канализации. В каждом десятом школьном здании в селах России в 2022 году не было центрального отопления. Больше, чем в половине школьных зданий в селах Якутии, Дагестана, Тывы и Ненецкого автономного округа, нет воды и канализации.
Так что запись в школу — это только начало пути, в котором проблемы растут по мере взросления ребенка.