Елена Петрова
«Крокус-Сити-Холл» был построен в 2009 году бакинцем Аразом Агаларовым, известного своими связями в России и хорошими отношениями с Дональдом Трампом, и назван в честь еще одного знаменитого бакинца, советского певца, обладателя бархатного баритона Муслима Магомаева за 70 миллионов долларов. Профинансировал большую часть строительства Сбербанк.
Президент «Крокус Интернешнл» считается самым богатым рантье России. Общая площадь торговой недвижимости отца и сына Агаларовых составляет 1 млн. кв. м. Семья владеет торговыми и развлекательными площадями по всей стране. Арендный доход в 2022 году составил $240 млн, по оценкам Forbes.
«Крокус-Сити-Холл» — первый, но не единственный развлекательный центр семьи. На следующее начинание — торгово-развлекательный центр «Вегас» Араз Агаларов потратил в 10 раз больше — 600 миллионов. Строили, как всегда, при поддержке властей и на кредиты Сбербанка.
Сейчас «Крокус-Сити-Холл» обследуют на возможность восстановления. Но уже известна страховая строимость комплекса — она оказалась, как минимум, в два раза выше стоимости строительства. Ущерб оценивается от 9,5 миллиардов до 11,5 миллиардов рублей.
Вице-президент Союза торговых центров Марат Манасян объяснил в интервью КП, что ущерб оценивается, исходя из 3 составляющих: само здание, инженерия и оборудование с отделкой.
Помимо стен, окон, лестниц, перекрытий, которые в таких зданиях всегда усиливаются из-за большого веса концертного оборудования, в стоимость входят вентиляция, кондиционирование, пожаротушение, оповещение.
«Основная часть инженерных агрегатов и сетей в России не производилась и всегда импортировалась. В зданиях общего назначения такие системы можно заменить китайскими аналогами. А в специализированных зданиях, таких, как „Крокус сити холл“, могли быть вмонтированы системы, которые производят, например, три компании в мире — французская, британская, канадская. И все эти страны сейчас в списке недружественных», заявил эксперт.
Компания семьи Агаларовых опубликовала заявление, в котором пообещала построить новый центр на месте старого. По оценкам специалистов, восстановление, а вернее, возведение нового здания, займет не менее 10 месяцев. Ремонт возможен, если не повреждены несущие конструкции, а это сейчас со всей уверенностью сказать невозможно.
Однако планы владельцев вызвали неоднозначную реакцию у людей.
Пользователи ВКонтакте не понимают, как можно через день после расправы над почти двумя сотнями ни в чем не повинных людей, погибших и от пуль террористов, и от того, что они не могли выбраться из огня, охватившего здание, принимать такое решение.
Vera Lipatowa выражает мнение очень многих: «Ни стыда ни совести…там надо сквер разбить…»
Ирочка Валиулина справедливо замечает: » А жизни человеческие, что там остались, тоже восстановите? Я бы после всего этого туда не пошла никогда.»
Максим Серябкин вспоминает другое место в Москве, когда обрушился аквапарк «Трансвааль»:
«Лучше снести, это как История, когда аквапарк разрушился в 00е, и было много жертв, а на его месте построили новый ужас».
Больше всего людей шокировала поспешность заявления. Да, говорят, они земля в Москве дорогая, но зачем же так скоренько? Неужели нельзя было объявить о планах хотя бы через паузу.
Руслан Абрамов пишет: «Сейчас это не та тема для обсуждения, сейчас до сих пор службы МЧС, полиции, скорые итд работают спасают и достают из завалов людей возможно живых».
Александр Соломахин считает, что правильнее было бы построить на этом месте мемориал:
«Погибло много людей. Только о деньгах и прибыли думают эти толстосумы. Я в этом Крокусе никогда не был, а после этой страшной трагедии никогда туда уже не пойду.Я бы на месте эти людей два раза подумал, восстанавливать это здание или нет.»
Люди хотят знать, почему в современном здании, где должны использоваться специальные материалы, и которое должно было быть оборудовано по последнему слову противопожарной безопасности, люди задохнулись в помещениях,: откуда они не смогли выбраться.
Юлия Грибоедова спрашивает:
» А почему не сработала система пожаротушения? Надо у владельца спросить. Ведь многие люди погибли не только от выстрелов, но и задохнулись в дыму, ожидая помощь. Такой огромный зал, в котором постоянно проводят концерты, выставки, а пожарные выходы оказываются закрытыми, люди выламывают двери, систем пожаротушения нет, или они не работают. Нужно парк памяти жертв как после зимней вишни строить и часовню, а не о новой выгоде думать.»
Есть и еще более жесткие комментарии:
«Какие жадные, ты посмотри. Давайте лучше сначала вы ответите по полной за то, что построили здание „из г.а и палок“, которое моментально вспыхнуло и сгорело за полчаса, похоронив людей под обломками? За то, что не сработала система пожаротушения или ее не было вовсе? Кому и сколько вы давали на лапу, чтобы эксплуатировать здание, изначально обреченное на разрушение с гибелью множества людей при этом? Что это за организация массовых мероприятий, когда любой террорист проходит внутрь и начинает стрелять, где охрана, досмотр, рамки? До решения вопросов об ответственности любая деятельность Крокуса должна быть запрещена»
«Кошмар! Еще траур не закончился, а им уже новый зал не терпится выстроить. Это чудовищное решение!!! Мы в наш парк после ТЦ Вишни до сих пор не можем зайти, а сколько лет прошло“»
Есть, конечно и такие, кто не имел бы ничего против нового центра, но их немного.
Наталья думает так:
«Мало ли где теракт случался, и что теперь — везде мемориалы лепить? В метро были теракты, и теперь метро снести, что ли, под мемориал? Совсем уже. Можно рядом сделать какой-то сквер в таком случае.»
Телеграм-канал «Новых Известий» провел голосование. В нашем опросе мнения читателей разделились — чуть больше половины были против, 38% полагают, что развлекательный центр был бы уместен. Каждый пятый не знает ответа на этот вопрос.
После теракта 22 марта 2024 года восстановление может начаться не раньше весны 2025 года. Специалисты должны изучить все металлоконструкции и выяснить, не потеряли ли они несущую способность, проверить инженерные системы, коммуникации. На это уйдет не меньше года.
На месте теракта идут следственные действия, и пока они не закончатся, ни о каких работах речи идти не может.
Да и хорошо бы помнить фразу, которую повторял своим ученикам известнейший журналист-известинец Андрей Иллеш: «Люди, они мягкие».
У владельцев будет еще время подумать, как вернуть и инвестиции, и прибыли. Но не стоит забывать о чувствах людей, а особенно — о пожарных лестницах, системах оповещения и тренингах персонала, если решение построить новый центр будет еще в силе.