Елена Петрова
Многочисленные свидетели рассказывают, что охрана в здании Крокуса хотя и была, но она не не могла ничего противопоставить террористам — на входе чоповцев было немного, оружия у них не было. Все, кто был на входе в зал, погибли от пуль нападавших.
Как стало известно, террористы вошли в здание в 19:55. На входе еще находились опаздывавшие на концерт. Ольга с мужем были среди них:
«Мы шли на концерт втроем — я, муж, и наш общий друг. Приехали в „Крокус“ около 19.20. Оставили машину на стоянке, спокойно зашли и сдали вещи в гардероб. Прозвенел второй звонок, мы спустились на минус первый этаж в туалет. Я уже собиралась выходить из него, как вдруг туда забежали люди — и заперлись. Мы услышали глухие выстрелы откуда-то сверху.»
Охранники в «Крокусе» были без оружия. Как говорят свидетели, к рамкам с металлодетектором стояли четыре очереди — они проверяли, как обычно, сумки. Ольга запомнила их как «крепких ребят в костюмах»: «Не знаю, что они могли сделать против нападавших. Наверное, они погибли первыми.»
Денис рассказал, что он уже сидел на своем месте в бельэтаже, когда услышал хлопки. Денису удалось убежать самому:
«С эвакуацией нам никто не помогал, но я успел выбежать из зала практически сразу. У некоторых людей была паника. Видел плачущих девушек из числа работниц „Крокуса“. Был ли досмотр? Да, стандартный — проход через рамку металлоискателя. Нужно было открыть рюкзак и показать содержимое охране. Охранники были без оружия.»
По данным СМИ, за охрану «Крокус Сити Холла» отвечал ЧОП «Крокус Профи». Владельцы компании — 57-летний Камил Алиев и 68-летний Виктор Котов (10%). До 2010 года долю в 3,2% имел Араз Агаларов, владеющий Крокус Сити Холлом. Численность сотрудников ЧОП «Крокус Профи», согласно базе SABY, 166 человек.
90% ЧОПа принадлежит Камилу Алиеву, остальные 10% — Виктору Котову 68 лет. Согласно базе SABY, всего в «Крокус Профи» числятся 166 человек, а площадь комплекса — 4500 кв. м. При трансформации залов центр мог вместить больше 7200 человек.
Оба владельца давно работают в охранных структурах. Алиев охранял «Крокус» более 10 лет. Виктор Котов, младший партнер Алиева, проработал на объекте Агаларова еще больше — 20 лет.
Уставной фонд компании — 250 тысяч рублей, сообщает платформа SABY. Фирма зарегистрирована тут же, в Красногорске. Судя по финансовым данным, это небольшое, но достаточно успешное предприятие. Выручка за 2023 год составила 174 миллиона рублей, прибыль — 7,4 миллиона. «Крокус Профи» занимает 36 место среди охранных предприятий. Сами владельцы оперативное управление отдали Юрию Севрюкову.
«Когда началась стрельба, я стоял у центрального входа на первом этаже. Стрелять начали с улицы, стёкла сразу посыпались. У входа стояли ещё три охранника, мы спрятались за деревянным рекламным щитом, и нападавшие прошли в 10 метрах от нас», — цитирует Baza дежурившего у Крокус Сити Холла охранника.
По информации ИА «Регнум», на территории Крокуса дислоцирована группа быстрого реагирования ФГУП «Охрана» Росгвардии, которая вооружена огнестрельным оружием. Источник агентства не знал, почему росгвардейцы не пришли на помощь ЧОПу.
Однако депутат Хинштейн, известный своими связями с силовиками, не подтвердил, что часть Росгвардии должна была охранять Крокус. «Безопасность объекта обеспечивает ООО ЧОП „КРОКУС ПРОФИ“», — заявил депутат.
Тем не менее, появилась информация, что Росгвардию тоже будут проверять.
Никакой организованной эвакуации из здания на было, сообщают пострадавшие. Ольга рассказала, что они спасались сами, когда услышали выстрелы:
«Я вышла из туалета, мы встретились с мужем и стали искать аварийный выход. Каким-то чудом еще забежали в гардероб, муж запрыгнул через стойку и забрал куртки. После этого нас вывели через пожарный вход сотрудники клининга. Они были потерянные, но никуда не уходили, помогали нам. И вот мы уже идем по улице к автостоянке, и какой-то мужчина кричит нам: „Бегите быстрее! Вы не видите, они идут сюда и будут стрелять!“. И реально, они стреляли в спину уходящим людям — я слышала звук рикошета пуль от железной решетки ограждения, от асфальта… Муж пригнулся, потянул меня, и мы так в полусогнутом виде добежали до стоянки.»
Охранники не участвовали в эвакуации, сообщают многочисленные свидетели. Политолог Анатолий Несмиян считает, что термин «организована эвакуация» из официальных сообщений никак не отражает происходившего в холле:
«На самом деле, пишут они, местная охрана и персонал практически никак не участвовали в выводе людей, всё происходило стихийно, а местные работники буквально были в ступоре или паниковали вместе с посетителями. Проще говоря, с ними никто никаких учений по действиям в чрезвычайной ситуации не проводил или просто инструктировал для галочки и росписи».
Публицист добавляет: как только появляются сообщения о героизме, нужно сразу искать бардак в организации.
Кстати, есть сообщения, что пожарная лестница была закрыта. И кто за это ответит?
Между тем, пожарные СНИПы по эксплуатации зданий — например, СНиП 21-01-97 — ясно говорит о том, что «двери эвакуационных выходов не оснащаются замками запирания, которые невозможно открыть изнутри, а эвакуация должна вестись по ВСЕМ имеющимся лестницам».
Корреспондент «НИ» была в «Крокус-Сити-Холле» за два дня до нападения во время туристической выставки и подтвердила, что охрана и проверка посетителей была организована из рук вон плохо. Рамки хотя и работали, но они постоянно звенели, однако охранники не проверяли ни у кого сумки. Их на входе было явно недостаточно. Поэтому объект террористами был выбран, по всей видимости, совсем неслучайно.