Posted 22 марта, 12:00
Published 22 марта, 12:00
Modified 22 марта, 12:15
Updated 22 марта, 12:15
Ирина Мишина
На удивление быстро после утверждения официальных итогов президентских выборов представители Кремля изменили риторику.
«Мы находимся в состоянии войны. Да, это начиналось как специальная военная операция, но как только там образовалась эта компашка, когда коллективный Запад стал участником этого на стороне Украины, для нас это уже стало войной. Я в этом убежден. И каждый должен это понимать, для своей внутренней мобилизации», — заявил Дмитрий Песков.
«Де-юре статус СВО сохраняется, но де-факто для России она стала уже войной», — подчеркнул пресс-секретарь президента.
Война в международном праве — это навязывание государству своей воли. Один субъект политики пытается силой изменить поведение другого и отказаться — либо от своей территории, либо от своей идеологии. По Клаузевицу «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами».
Современное международное право запрещает агрессивные войны, вместе с тем в современном мире они идут, и у каждой из них своя логика.
Чего стоит ждать в ближайшее время в связи с практически официально озвученной переквалификацией СВО в войну?
«У нас было запрещено употреблять слово „война“, и многие из-за этого получили уголовное наказание. Очевидно, этих людей надо оправдать. Будет ли еще одна волна мобилизации, сказать сейчас трудно, но может быть всякое. Если боевые действия перерастут в полномасштабные, нам всем придется туже затянуть пояса, потому что экономика переводится на военные рельсы. Поскольку дроны прилетают не только в приграничные области, но и в обе столицы, не исключаю введение военного положения. В первую очередь — на приграничных к конфликту территориях», — заявил «НИ» академик РАН, политолог Алексей Арбатов.
Также политолог не исключил перерастания военного конфликта в более серьезную фазу.
«Если не будет соглашения о прекращении огня, все придет к полномасштабной войне. Сейчас наши дальнобойные системы наносят удары по инфраструктуре Украины, но такого же рода удары Украина может начать и по нашим территориям. Тянуться все это бесконечно не будет, либо будет заключен мир, либо начнется эскалация с опасными последствиями для нас в том числе», — резюмировал Алексей Арбатов.
Политологи обращают внимание и на то, что слово «война» означает и перевод экономики на военные рельсы.
«Первичным станет гособоронзаказ. Запад уже перевел экономику в военный формат, теперь очередь за нами. Из истории можно вспомнить, что в Первую мировую войну были созданы специальные Военно-промышленные комитета, а в Великую Отечественную действовал Комитет обороны. Сейчас скорее всего государство полностью возьмет управление экономикой в свои руки, я не исключаю временную национализацию важнейших предприятий в ключевых отраслях. На первый план выйдут затраты на военные цели, обо всем остальном придется на какое-то время забыть», — заявил «НИ» научный руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
В своем заявлении Дмитрий Песков особый акцент сделал на то, что против России сейчас выступает целая коалиция НАТО. Политологи усмотрели в этом тоже особый сигнал: Россия может начать отвечать и западным государствам.
«СВО была ограничена целями по наказанию националистов. Но после провала переговоров Россия столкнулась с тем, что против нее начала выступать коалиция НАТО. А это уже другой масштаб военных действий. Сейчас, видимо, идет информационно-дипломатическая подготовка к тому, что мы будем наносить удары и по объектам НАТО. Например, что делать, если американские F-16 начнут вылетать в нашу сторону с аэродромов НАТО в Польше и Румынии? Бомбить их? Очевидно, речь идет об уничтожении объектов НАТО, которые нацелены на нас, а это означает по сути начало Третьей мировой войны», — заявил «НИ» политолог Андрей Суздальцев.
По мнению военных экспертов, переквалификация СВО в войну может означать введение порядков военного времени.
Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов полагает, что на приграничных территориях — в Курске и Белгороде могут ввести военное положение, комендантский час, особые пропуска.
«Законы военного времени начнут действовать и по отношению к шпионам и диверсантам, законы могут ужесточиться, в военное время — иные правила игры. Я не исключаю введение цензуры, по крайней мере более жесткие меры можно предвидеть. Мессенджеры уже отслеживаются, они под контролем. Но главное, на мой взгляд, будет заключаться в нанесении более масштабных ударов по инфраструктуре противника. Если мы произносим слово „война“, надо быть готовыми ко всему, в том числе и к ответным ударам по нам», — считает генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.
До этого пресс-секретарь президента уже говорил, что российская военная операция «начиналась как операция против Украины с определенными целями, но продолжается она фактически как война с коллективным Западом и Североатлантическим альянсом».
На вопрос об осуждении части граждан за публикацию пацифистских лозунгов со словом «война» Песков ответил, что в них «иной контекст».