Posted 22 марта, 13:55
Published 22 марта, 13:55
Modified 22 марта, 13:57
Updated 22 марта, 13:57
Иван Зубов
22 марта во всем мире отмечают «Международный день таксиста». Именно в этот день на улицах Лондона в 1907 году появились первые автомобили, оснащенные специальными счётчиками — «таксиметрами» — так англичане соединили два слова: французское «такс» («плата») и греческое «метрон» («измерение»). С тех пор и сам сервис стал называться такси, а водители — таксистами.
В том же году новое поветрие распространилось и на другие страны мира, в том числе и на Россию. Правда в нашей стране, как водится, все получилось несколько сложнее, поскольку после Октябрьского переворота 1917 года такси сочли классово чуждым для победившего пролетария сервисом, и только 21 июня 1925 года он стал легальным. Зато отечественные таксисты могут отмечать сразу два своих профессиональных праздника.
Россияне старшего поколения прекрасно помнят, что в советские времена, когда об интернете еще и не мечтали, в верхнем углу лобового стекла такси светилась зеленая лампочка — знак того, что машина свободна, и, подняв руку, можно было ее остановить. Кроме того, во всех городах существовали стоянки такси, где, если повезет, можно было воспользоваться этой услугой. Частенько, правда, по пути таксисты подбирали на борт и других пассажиров. Этот обычай породил стойкую советскую легенду о том, что все таксисты — хапуги.
Зато и нападений на водителей такси в ту пору было немало — еще бы: ведь у них столько наличности в карманах.
Еще одна примечательная реалия тех лет: ночью только у таксистов можно было с небольшой доплатой купить водку — круглосуточных магазинов в СССР не существовало.
Теперь же все иначе: и в спиртном недостатка нет, и на водителей нападать бесполезно, поскольку плата автоматически переводится на банковскую карточку. С появлением сетевых сервисов, отпала необходимость и в «зеленом огоньке», да и в самих стоянках — они остались разве что в аэропортах и на вокзалах.
Правда, кое-какие традиции от старых времен в такси остались. К примеру, в классических английских кэбах до сих существуют перегородки между водителем и задним сидением, на котором размещаются пассажиры — британцы свято блюдут «прайваси».
Это день для российских таксистов особенный еще и потому, что сервис Яндекс Go в качестве поздравления уже несколько лет удваивает им безналичные чаевые — из собственных средств: «Мы благодарим водителей за то, что они каждый день вместе с нами создают для пассажиров опыт комфортных и приятных поездок».
Кроме того, именно 22 марта и сами пассажиры тоже оставляют водителям щедрые чаевые. Так, в прошлом года их сумма впятеро превысила среднюю за весь месяц. Интересно, что об этом сообщают не только российские, но и киргизские, и белорусские таксисты.
Впрочем, есть и еще одна, но уже не слишком приятная традиция, оставшаяся от советских времен: нелегальное такси. Если прежде ее можно было объяснить дефицитом такси в стране и сравнительной дороговизной этого сервиса, то теперь его существование — загадка. Ведь такси сегодня на любой вкус от бюджетного до бизнес-варианта.
И тем не менее, это так. И связано это с тоже вечной русской проблемой — бедностью. Недаром в Госдуме накануне праздника обсуждали методы борьбы с нелегальными схемами работы таксистов в малых и средних городах России. По словам депутата Дмитрия Гусева, из 2,5 млн человек, которые были зарегистрированы на различных агрегаторах такси, сейчас имеют право оказывать услуги только 5600 человек:
«А где остальные? Они оказывают услуги, но только делают это нелегально: через чаты и приложения. Это все — последствия вступления в силу закона о такси. Цены выросли почти в четыре раза и увеличилось ожидание такси. Это связано с тем, что таксисты ушли из легальной зоны в нелегальную.
Мы предлагаем вести до конца года мораторий на некоторые положения закона о такси. А второе — подготовить отдельное регулирование для самозанятых, которые подрабатывают по несколько часов в день».
Впрочем, это не единственная сегодняшняя проблема. Популярнейший московский блогер и писатель Никита Садыков, который работает таксистом уже несколько лет, описывает в своем канале трудности этой профессии. Вот только несколько фрагментов из его постов последнего времени.
О пробках
Доморощенные СММщики шокируют граждан России (Москвы) страшными цифрами: цены на такси в снегопад выросли втрое! То, что в мертвых пробках машины едут условно в три раза дольше, школота, наполняющая телеграм-каналы, догадаться не может…
О сервисе
— Какое же всё-таки г…. этот ваш Яндекс!
Дама недовольно начала сообщать мне с порога свои впечатления. Я слегка напрягся. Дама продолжала.
— Только идиот мог придумать этот интерфейс.
Я неопределённо замычал. Дама не останавливалась.
— Чтобы поставить оценку, столько нажатий… Каждую эту звездочку приходится тыкать: одну, вторую, третью… До пятой палец устанет. Выходишь из машины, руки заняты, а тебе нужно попадать в эти звездочки!
О коллегах
Когда вы, мои дорогие, пишете мне в личку или сообщаете мне по телефону в приватной беседе об ужасах в такси, которые вы испытали пассажирами, вы думаете, что раскрываете мне на что-то глаза? Поверьте, нет.
Во-первых, я общаюсь с большим количеством коллег и изнутри наблюдаю порою за таким, чего вы даже не слышали от коллег в курилке офиса класса А. А во-вторых, я и сам регулярно оказываюсь пассажиром такси.
Вчера, к примеру, я совершил две поездки минут по тридцать-сорок каждая, по тарифу «комфорт плюс». Почему я езжу только в «комфорт плюсе», спросите вы? Да потому что математически вероятность нарваться там на огненный, пламенеющий ужас, самая низкая.
Однако, это не спасает никого, и я здесь не исключение, от совершенно прекрасного, забористого и запоминающегося на всю жизнь.
Обе поездки были на свежих китайских автомобилях (один, при этом, был уже с неисправной коробкой передач типа «вариатор»), обе с обычными водителями из Киргизия, с обычными для водителей такси рейтингами (выше, чем у меня в данный момент, замечу).
В поездке «туда» нам посигналили шесть (!) раз из-за того, что грубые перестроения и вклинивания в соседние ряды вынуждали оттормаживаться сигналящих. Водитель с пятой минуты погрузился в телефонные разговоры то по видеосвязи, то по голосовой: в обоих типах соединения мобилу он держал в руке, второй крутил баранку и поворотники ему выключать было попросту нечем.
Иногда водитель заканчивал телефонный разговор, ставил мобилу на держатель и включал боксерский матч…
Ну, а на Якиманке Алиса бодро проорала «поверните направо» и дятел, оторвавшись от мобилы, крутанул руль вправо, в огромный сугроб, оставленный дорожниками для погрузки в самосвал. Так как за сугробом было большое здание, повернуть мы, конечно же, не смогли бы, даже если бы прошли белый курган снега насквозь, и водитель растерянно спросил, приехали ли мы на место. Таранить здание он не решался, но и ослушаться Алисы — не был готов. Я взял на себя голосовое управление процессом, указал в сторону переулка через пятьдесят метров, потом скомандовал повернуть ещё раз, на Малую Полянку, где решил досрочно завершить наш вояж, выйти и закурить.
О китайских автомобилях
Вы знаете, сколько стоят китайские запчасти на китайские машины? Не дешевле, чем на «Аурус». Может, попросить председателя Си разобраться с ценами на фары, двери и бамперы.
О ремнях безопасности
— Я не обязана, у меня помнётся пуховик — я хотел вчера слить из регистратора начало поездки с очередной пассажиркой, устроившей истерику после моего напоминания про ремни, но не стал.
Я задумал провести следственный эксперимент и выяснить, что отвечает «Яндекс» этим чудакам, которые ставят колы и жалуются на водителя, отказавшегося везти непристегнутого пассажира.
Предположим, единица водителю улетает не просто в виде единицы, а в виде жалобы на вежливо озвученный ультиматум: пристегнулись — едем, не пристегнулись — не едем, я отменяю заказ.
Что отвечает «Яндекс» пассажиру и какова судьба оценки, поставленной пассажиром водителю?
О тарифах
В тарифе «Эконом» кризис: машин для него на рынке попросту нет.
Есть старые, выбывающие из комфортов, «корейцы» и прочие «шкоды», но их после столицы бодро докатывают в регионах.
Весты стоят кошмарных денег и не имеют нормальной электроники. Китайский зверинец тоже блещет ценами такими, что проще закупить нечто для комфортов. «Гранты» в столице в экономе не приживутся, даже если их разрешить. Выход один: сделать новый тариф. Для тех самых «Грант».
О московских водителях
Тихий спокойный переулок между Сивцевым Вражеком и Арбатом, движение в обе стороны. По нашей, справа от меня, припаркованные машины.
Слева на встречке тоже стоит машина, хотя, там нет парковки. Мне этот «Рейндж Ровер» не мешает, а вот тем, кто едет за ним, приходится ждать, а затем через встречку, отделенную сплошной, объезжать британский обелиск. Лишение прав, на секундочку.
За рулём — дама с пышной гривой и алыми губами.
Напротив «Рейндж Ровера», между припаркованных машин справа от меня, возникает мадам азиатского вида. Она видит меня и не кидается мне под колеса: выглядит так, будто она сейчас пропустит меня и перейдет дорогу. Похоже на то, что «Рейндж Ровер» ждёт, раскорячившись, именно её.
И вот когда я почти поравнялся с ними, из-под ног азиатки, из-за бампера припаркованной машины мне под колеса вылетает ребенок лет четырёх.
Я успешно оттормаживаюсь, резко, моментально, благо, под колесами асфальт и сухо, да и скорость совсем небольшая. Филлипинская няня пытается ухватить ребенка, мамаша в «Рейндж ровере» что-то сообщает мне алыми ботоксными губами сквозь стекло породистого британского скакуна.
Пассажир мой пристегнут, так что просто повис на ремне и принялся отвечать мамаше, шепчущей мне проклятия алыми ботоксными губами. Отвечал грубо и обидными словами. Хотя мы даже не знали, что нам сообщают эти губы.
Понятно, что эти истории происходят не каждый день. Но сотни три километров в день, что преодолевает за рулем таксист, просто математически повышают риск сталкиваться с подобным. Когда ты или можешь успеть среагировать, или не можешь…
Отсюда растут ноги у моего категорического неприятия многих манер московских водителей, швартующих свои брички там, где им удобно (в том числе, там, где переходят дорогу их собственные дети), а не там, где это можно делать.
В каждом третьем заказе, не вру, пассажир пытается либо сесть в машину, либо выйти из машины — прямо на пешеходном переходе. И я всегда (ну, в абсолютном большинстве случаев) выслушиваю досадные замечания, когда останавливаюсь не на пешеходном, не посреди перекрестка, не в единственном ряду, блокируя проезд, но проезжаю чуть вперед и ныряю куда-то, чтобы человек сел в машину или вышел без последствий для остальных. Часто, ожидая пассажира, вижу эти дикие нагромождения машин около школ, где придурковатые мамаши стоят с аварийкой (аварийка означает «я в домике»), а сквозь эти стоящие посреди дороги повозки шныряют дети.
С праздником, дорогие таксисты!