Posted 21 марта, 11:26

Published 21 марта, 11:26

Modified 21 марта, 11:28

Updated 21 марта, 11:28

Макулатура — ценное сырье промышленности

«Труд непосильный и бессмысленный»: почему бизнес выступает против КЭР

21 марта 2024, 11:26
Фото: promplace.ru
Макулатура — ценное сырье промышленности
Процедура для снижения негативного воздействия на экологию привела промышленность в тупик бюрократии.

Иван Петровский

Переработчики макулатуры обратились к Правительству РФ с просьбой избавить их от прохождения процедуры по получению комплексных экологических разрешений (КЭР) и отнести производства ко II категории. Минпромторг РФ поддержал их и разработал проект постановления об изменениях в законодательство, пишут «Ведомости».

Бизнес указывает, что процедура получения таких разрешений оказалась слишком трудоемкой. В отрасли считают, что Росприроднадзор затягивает их выдачу. За пять лет ведомство выдало разрешения лишь 372 компаниям из 6900.

Это предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), то есть делающие выбросы вредных веществ в воздух и воду. С 1 января 2019 и до 31 декабря 2024 года они должны были заниматься получением КЭР в Росприроднадзоре, который возглавляет Светлана Радионова. Но большинству из них так и не удалось это сделать.

Оказалось, что регулирующие органы за это время не наладили систему по выдаче КЭР, которая изначально была придумана для объединения различных разрешительных документов и упрощения процедуры до принципа одного окна.

В 2019 году Правительство РФ приняло Постановление № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений». Разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение заменили одним экологическим разрешением — КЭР. Уполномоченным органом для выдачи разрешений сделали Росприроднадзор, а предприятиям дали срок — до конца 2024 года.

Получать КЭР обязаны объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). Такие объекты входят в I категорию опасности. Например, это предприятия горнодобычи, металлургии, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, сельскохозяйственные комплексы, профессиональные компании по утилизации отходов. Таких предприятий в России насчитывается 6900.

Также есть предприятия из II категории опасности, с умеренным воздействием на экологию. В их случае КЭР получать не обязательно, но такая возможность имеется для тех производств, которые имеют справочник по технологиям. Тогда для получения КЭР они должны подготовить пакет документов, включающий в себя декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС), нормативы допустимых выбросов, нормативно-допустимые сбросы, план мероприятий по охране окружающей среды.

Если справочника НДТ нет на предприятии, то КЭР получать не нужно, но требуется подать хотя бы ДВОС.

Однако все сложнее для тех, кто относится к I категории. В их случае для получения КЭР нужно также отправить технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ и программу повышения экологической эффективности, если эти нормативы не соблюдаются. Представители бизнеса указывают на значительные затраты для подготовки такой документации. Они могут превышать 90 млн рублей на одно предприятие, сообщают в «Лиге переработчиков макулатуры» (ЛПМ). При этом штрафы за отсутствие КЭР составляют не более 100 тысяч рублей.

Таким образом, мотивации у бизнеса остается немного для снижения выбросов. Это привело к тому, что за пять лет действия Постановления КЭР не получили 5655 объектов НВОС I категории. Выдано было лишь 372 КЭР, остальные находятся в обработке.

И хотя КЭР получить достаточно затратно, остаются компании, которые пытаются играть по-честному. Они готовят документы и отправляют заявки на получение КЭР, но сталкиваются с иной проблемой.

Несмотря на то, что главным по выдаче КЭР назначен Росприроднадзор и принцип одного окна должен осуществляться именно в этом ведомстве, по факту выдавать разрешения стали другие ведомства. Это Минприроды, Минпромторг, Роспотребнадзор, Росрыболовство, Росводресурсы, в зависимости от вида деятельности предприятия. Итог такой работы отражен в количестве выданных и невыданных КЭР — 372 против 5655.

Председатель комитета по промышленности «Опоры России» Максим Третьяков назвал процедуру получения КЭР колоссальной работой, а сам документ затратным. «Это непосильный труд и абсолютно бессмысленный», — сказал он «Ведомостям».

В Минпромторге считают, что применять КЭР к части объектов неэффективно. Если речь идет о переработке макулатуры, то технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ для таких предприятий установить сложно. Это можно сделать, если их стоки попадают в водные объекты, но большинство предприятий этой отрасли сточные воды передает на очистку в другие организации. Либо стоки идут на централизованные системы водоотведения, где смешиваются с другими стоками.

Комплексное экологическое разрешение действует семь лет и может быть продлено еще на столько же, если соблюдены все требования. До завершения срока для получения КЭР тем временем остается меньше года.

"