Мария Соколова
Этого момента ждали почти два года — в России возобновляется производство корейских автомобилей. В автосалоны возвращаются Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X под единым брендом Solaris. Модели называются соответственно HS, HC, KRS и KRX — в каждом индексе зашифровано прежнее название.
Разбавить нынешнее засилье китайских автомобилей должна и Lada Vesta в новой комплектации — с мотором 1,8 л и мощностью 122 л. с. и автоматической трансмиссией (китайский вариатор — такой же, как на самых маломощных версиях Chery).
Впрочем, китайцы тоже не дремлют и выводят на рынок удешевлённые версии привычных автомобилей. Недавно на рынке появился Belgee X50 — это кроссовер собранный в Беларуси по лицензии Geely Coolray в устаревшей модификации. Аналогично поступила компания Chery: в продаже скоро появятся собранные в России Xcite X-Cross 7 — это хорошо знакомый Chery Tiggo 7 в устаревшей модификации Pro (под оригинальным китайским брендом выпускаются более современные версии Pro Max). Ожидается, что на конвейер завода под Тулой скоро встанет один из самых доступных семейных кроссоверов — Haval M6.
Похоже, что здоровая конкуренция делает своё дело: производители и дилеры начинают бороться за покупателя, предлагая выгодные условия покупки. А ведь ещё недавно продавцы не стеснялись ставить любые понравившиеся цены.
«Москвич 3» на этом фоне недавно подешевел на 630-730 тыс. рублей. Теперь «Москвич 3» на «механике» можно купить от 1,59 млн рублей. Некоторые дилеры ещё и подарки предлагают.
Когда вы в последний раз вы видели такой аттракцион невиданной щедрости? Просто деваться некуда: в феврале 2024 года продажи новых автомобилей выросли на 85,1% по сравнению с февралём 2023 года, а «Москвич» не входит и в десятку самых популярных марок, пропустив вперёд даже дорогущие LiXiang. Результат промо-акций не заставил себя ждать: за неделю с 11 по 17 марта «Москвич» смог-таки подняться на 10 место самых популярных марок, продав 589 автомобилей.
Ещё недавно рыночная ниша автомобилей до 2 млн рублей с автоматической трансмиссией была пуста. Но теперь компанию «Москвичу» составляет Lada Vesta с вариатором (кстати, никого не смущает, что полностью китайский «Москвич» пишется кириллицей, а отечественная Lada Vesta — латиницей?).
Доплата за более мощный мотор 1,8 л. и китайский вариатор оказалась удивительно гуманной — всего лишь 75 тыс. рублей по сравнению с мотором 1,6 л на «механике». Теперь в наличии есть машины за 1,59-1,74 млн рублей. Но ни системы стабилизации, ни климат-контроля, ни 6 подушек безопасности вы на «Весте» не получите ни за какие деньги. Да и надёжность нового мотора после процедуры импортозамещения компонентов и китайской трансмиссии — пока вопрос открытый.
Развитие «бюджетного» сегмента до 2 млн рублей должно было отрезвить производителей и дилеров. Но есть риск, что изменение ценников на «Москвич» — это единичное явление, призванное поддержать на плаву тонущий в долгах московский завод. Аналогичные скидки предлагает разве что JAC, из которого и сделали «Москвич» путём замены шильдиков.
Тренд задают совсем другие марки, которые пользуются куда большей популярностью. Solaris HS сейчас предлагается с моторами 1,4 и 1,6 л, с механической и автоматической коробкой передач. У дилеров такие машины стоят 2,11-2,51 млн рублей в зависимости от комплектации. Можно получить скидку в 500 тыс. рублей, но для этого надо сдать свою машину в Trade-in и взять кредит. Дополнительные издержки легко могут съесть эту скидку.
Цена Solaris KRX и вовсе удивляет — аналогичная машина, только в кузове хэтчбек и лёгким внедорожным антуражем составляет 2,68-2,76 млн рублей.
Belgee X50 тоже дешёвым не назовёшь: цена находится в пределах 2,3-2,51 млн рублей без учёта скидок за трейд-ин и кредит.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин предупреждает, что для массового снижения цен поводов нет: с 1 апреля вступают новые правила параллельного импорта, перекрывающие лазейки для дешёвой растаможки через Киргизию. Всё, что сэкономили в Киргизии, надо будет доплатить в России через повышенный утильсбор. И конкуренция тут не поможет.
— Конкуренция усиливается — поэтому Автоваз лоббирует ещё одно повышение утильсбора, которое очень больно ударит по россиянам.
Экономист Иван Антропов отмечает, что большинству китайских брендов нет смысла ввязываться в ценовую гонку, поскольку большинство «китайцев» в Россию импортируются. По его мнению, производителям не так важно, продадут они в России чуть больше машин или чуть меньше — им не надо содержать полноценные локальные заводы с тысячами сотрудников. Рынок России по сравнению с китайским крайне мал.
— Предложение автомобилей Solaris ограничено выпуском 70 тыс. экземпляров. Получится ли найти машинокомплекты для дальнейшего выпуска — не известно. А Lada в глазах потребителей — это просто машина иного класса. Китайцы наверняка будут держать цены, сохраняя статус-кво.
При этом как отмечает Иван Антропов, в рекламе вы сможете увидеть очень заманчивые предложения.
— Писать в рекламе реальные цены — моветон, все указывают минимальные цены с учётом скидок за трейд-ин и кредит. Но часто эти скидки эфемерны: машины трейд-ин сдаются за копейки, а кредиты сейчас очень дорогие. В итоге машина со скидкой может выйти дороже, чем без скидки.
Подарков от авторынка ждать не стоит: автомобили не станут доступными, как прежде. За скидками часто кроются большие издержки.