Иван Зубов
Компания «Лукойл» столкнулась с проблемой обеспечения бензином собственной сети АЗС и ищет возможность поставок бензина из Белоруссии. Об этом сообщает канал «Нефтегазохимия. Аналитика» со ссылкой на свои источники. Речь идет об объемах 30-50 тысяч тонн в месяц.
«После череды инцидентов на входящих в состав „Лукойла“ нефтеперерабатывающих заводах (Нижегородском и Волгоградском), компания испытывает дефицит мощности. Длительность поставок топлива из Белоруссии будет зависеть от сроков ремонта Нижегородского НПЗ, а также общей ситуации на топливном рынке России», — уточняет «Нефтегазохимия. Аналитика».
Ранее, по данным канала, после аварии на Нижегородском НПЗ и атаки на Волгоградский НПЗ, «Лукойл» уже оценивал дефицит бензина в 700-800 тыс. тонн до конца 2023 года. При этом, по мнению экспертов, проблема будет усугубляться в случае задержки ремонта установи каталитического крекинга на НПЗ в Кстово. Компания рассматривала несколько вариантов ее решения, в том числе это и поставка бензина на АЗС «Лукойл» с НПЗ сторонних компаний:
«Но для этого необходима их дозагрузка с увеличением производства бензина, а также решение проблем с логистикой. Ведь значительная часть бензина отгружалась с Нижегородского НПЗ трубопроводным транспортом, а отгрузка с прочих НПЗ осуществляется преимущественно по железной дороге, которая и так перегружена по целому ряду направлений».
Как уже неоднократно сообщали «Новые Известия», более половины мощностей крупных НПЗ в России оказались в зоне досягаемости украинских дронов. На эти 16 НПЗ совокупно приходится 52% переработки нефти. Вместе эти заводы в год переработают 158,4 млн тонн нефти, и уже 10 из них уже подвергались нападениям. В том числе и «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и «ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка». При этом вне досягаемости для ударов находится сегодня 22 крупных НПЗ, перерабатывающих 146,3 млн тонн нефти в год.
Ущерб усугубляется еще и тем, что для ремонта необходимо современное оборудование, которое в основном импортное и подсанкционное. Однако, несмотря на то, что биржевые цены на бензин в России пошли вверх, розничные еще держатся: за год они выросли только на 0,6%, тогда как на дизельное топливо даже снизились на 0,1%.
Известно также, что с 1 марта правительство страны ввело на полгода эмбарго на экспорт нефтепродуктов, чтобы сдерживать внутренние цены на бензины.
Политик Олег Шеин в своей колонке для RTVI напомнил, что бюджет 2024 года сверстан исходя из оптимистических прогнозов, поскольку правительство считало, что налоги от нефтегазовой отрасли вырастут на 30%, а от прочей экономики — на 20%:
«Но если „Роснефть“, „Лукойл“ и „Газпром“ роста не покажут, то в бюджете образуется серьезная брешь. Раньше такие риски смягчались за счет российского Резервного фонда. Но за последние два года его реальные активы сократились с 8,9 трлн до 5 трлн рублей, причем надо иметь в виду, что нынешний рубль гораздо слабее, чем он был два года назад.
В бюджете-2024 предусмотрено потратить примерно треть Резервного фонда, но доходы могут оказаться ниже запланированных, и тогда Резервный фонд будет исчерпан».
В то же время, не исключен вариант, что Запад понизит потолок предельных цен на российскую нефть вдвое, то есть с 60 до 30 долларов за баррель. Во всяком случае, именно это пытается убедить сделать своих союзников Украина.
Глава МИД РФ Сергей Лавров уже высказался по этому поводу:
«Это вообще выходит за всякие рамки, не говоря уже о том, что сама концепция потолка — она антирыночная и отражает стремление диктовать. Но показательно, что США едва ли пойдут на поводу у Украины. Хотя бы потому, что это экономически может иметь последствия для самих американцев, да и рынок нефти может серьезно отреагировать. Надеюсь, что у США остались какие-то остатки национальной гордости и они не будут плясать под дудку Зеленского».