Posted 21 марта, 15:59
Published 21 марта, 15:59
Modified 21 марта, 16:01
Updated 21 марта, 16:01
Ирина Королёва
Инициативу выдвинула региональный омбудсмен Наталья Стребкова.
«Мы сегодня инициируем вопрос формирования банка не только ДНК, но и спермы военнослужащих, призванных на службу и не имеющих детей. Считаю, что это очень важно для продолжения рода военнослужащему. Данную инициативу мы уже оформили, запускаем ее на федеральные площадки», — сказала Стребкова на заседании окружной думы. Она призвала поддержать проект местных депутатов.
И тут выяснилось, что банк сохранения биоматериалов военнослужащих уже существует в регионе.
Так, президент «Сургутского центра охраны материнства и детства», депутат думы ХМАО от «Единой России» Лариса Белоцерковцева сообщила, что с донорской спермой военнослужащих уже работает Центр вспомогательных репродуктивных технологий и Медицинский институт Сургутского государственного университета
Возник однако вопрос, как будет финансироваться программа продолжения рода военнослужащих. Пока программу решили финансировать за счет граждан, не поясняя, как именно. «Ваша инициатива, она очень важная, чтобы мы могли сохранить биологический материал тех молодых людей, которые уходят в СВО», — сказала Лариса Белоцерковцева.
Еще в конце 2022 года мобилизованным в Украину россиянам пообещали выдавать квоты на бесплатную заморозку и хранение сперматозоидов. «Минздрав определил возможность финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета по бесплатной консервации и хранению половых клеток (сперматозоидов) для граждан, мобилизованных для участия в СВО, на 2022–2024 годы», — заявил тогда президент общественной организации «Союз адвокатов России» Игорь Трунов.
В мае 2023 года в ряде СМИ появились публикации о том, что с идеей заморозки спермы военнослужащих выступали в Бурятии.
Однако, тут возникает сразу несколько вопросов.
Использование спермы в процессе процедуры ЭКО (Экстракорпорального оплодотворения) — дело не бесплатное. Как сообщили «НИ» в московской клинике репродуктивных технологий «Арт Эко», одна доза донорской спермы стоит 18 тысяч рублей. Перед тем, как выбрать донора, потенциальная мама ребенка знакомится с каталогом и выбирает приглянувшегося кандидата. И не факт, что она остановит свой выбор на участнике СВО: ведь растить ребенка — ей. Скорее всего, одной. А деньги, уплаченные за сперму, пойдут в карман коммерческой клинике.
«Я считаю, что эта инициатива аморальна и противоречит нашим традиционным семейным ценностям. Ребенок рождается от любви. И если человек, ушедший на СВО, не создал семью, значит, он не нашел еще свою половину. Ну и допустим, родился ребенок от генетического материала. Кто будет платить алименты? Как ребенок узнает, кто его папа? Авторы этой идеи живут не в нашем мире и не в наших традициях», — заявила «НИ» председатель комитета по вопросам семьи, материнства и детства Нина Останина.
Не понятно также, зачем нужен банк спермы бездетному военному, если он не вернется к мирной жизни вообще или вернется инвалидом. Ну, а если вернется целым и невредимым, как узнает, кто выносил и родил его ребенка? Ведь в клиниках ЭКО банк доноров спермы — анонимный, фамилии и имена там не указывают, фотографий тоже нет.
Если же участник СВО вернется живым и здоровым, то скорее всего сам позаботится о продолжении своего рода.
Интересно также, что скажет омбудсмен Стребкова родившимся и повзрослевшим детям на вопрос, где их папа, давший свой биоматериал. Ведь в год семьи мы выступаем за полные семьи, не так ли?