Posted 20 марта, 13:14
Published 20 марта, 13:14
Modified 20 марта, 13:35
Updated 20 марта, 13:35
Иван Зубов
Во вторник, 19 марта, завершился визит генсека НАТО Йенса Столтенберга в страны Южного Кавказа. 17 марта он посетил Азербайджан, где встретился с президентом Ильхамом Алиевым и с главой Минобороны Закиром Гасановым. 18 марта Столтенберг в ходе визита в Тбилиси провел встречу с президентом Саломе Зурабишвили и премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе, а 19 марта уже был в Ереване и встретился с премьером Армении Николом Пашиняном.
Эта активность не могла не вызвать ответной реакции в России, которая еще недавно имела огромное влияние на закавказский регион.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифинге так расценила это событие: «У НАТО есть задача-максимум, а именно открыть в Закавказье второй фронт против нашей страны и в целом подпалить заново регион. Те договоренности, которые были достигнуты при посредничестве России, буквально сработали как красная тряпка для Запада, потому что это была дорога к миру, основанная на взаимном уважении и взаимном учете интересов», — цитирует Захарову ТАСС.
«Новые Известия» уже не раз обращали внимание на то, что Россия постепенно утрачивает свои позиции на Кавказе. Азербайджан уже давно переориентировался на этнически близкую Турцию, Грузия в конце прошлого года стала официальным кандидатом на принята в члены Евросоюза, а Армения медленно, но уверенно отдаляется от России — буквально вчера банки Армении отказались от российской платежной системы «Мир».
Опасения Захаровой разделяют и политические аналитики. Так, эксперт канала «Футляр для курая» считает, что если Азербайджан и Тбилиси пока видят в этом визите лишь номинальные встречи (Азербайджан всегда оставался в сфере влияния Турции, а Тбилиси давно позиционирует себя как некая нейтральная страна, несмотря на территориальные претензии к России), то Ереван откровенно меняет векторы военного и стратегического сотрудничества.
Антироссийская риторика в Ереване растет в геометрической прогрессии, а векторы на военное и экономическое сотрудничество с Европой и НАТО знак того, что позиции Москвы в Армении слабеют с каждым днем.
Несколько веков российского присутствия в Закавказье и то влияние Москвы, которое распространялось там исторически, теперь сходит на нет.
Эксперт канала «Военный Осведомитель» сообщает о том, что западные страны уже готовы с радостью заменить Россию в качестве гарантов безопасности Армении:
«На фоне состоявшейся встречи Генсека НАТО Столтенберга и премьера Армении Пашиняна в Ереване поступает информация, что в апреле 2024 года готовится расширенная по составу встреча Госсекретаря США Блинкена и Председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен с Пашиняном и Столтенбергом.
Предполагается, что США и Евросоюз готовят подписание пакта о предоставлении гарантий безопасности Армении, по аналогии с двусторонними соглашениями Украины с Великобританией, Францией, Германией и прочими странами. В таком случае геополитические события в регионе могут начать развиваться стремительным путем.
Прежде всего, логичным шагом со стороны Армении, после своей «заморозки» участия в ОДКБ, начнется процесс окончательного выхода из организации, а также ликвидации российской 102-й базы в Гюмри, что фактически приведет к окончательному выводу союзных войск с территории Армении.
Ожидается, что заменой для российских пограничников, уже выдворенных Ереваном, и российских военных, станут военнослужащие США, которых могут направить в рамках уже развернутой на границе Европейской Мониторинговой Миссии (EUMA).
Это несомненно худший из возможных вариантов, однако сейчас уже очевидно поступательное выдавливание российского влияния из постсоветского пространства, где следом за Кавказом на очереди окажется и Центральная Азия. В сложившийся опасной ситуации российские власти все еще сохраняют выжидательную позицию, не вмешиваясь в конфликт, но как показывает практика, действия Пашиняна по резкому развороту к военному сотрудничеству с такими западными странами, как Франции и США, лишь усугубляются».
Журналист Дмитрий Дризе, правда, отмечает, что и у Грузии есть свой и немалый интерес к НАТО, который проявился в заявлении премьер-министра Кобахидзе. Он, в частности, сказал о том, что его страна «является одним из самых преданных и надежных партнеров НАТО»:
«Вот вам и пророссийская партия „Грузинская мечта“, чьим представителем является господин Кобахидзе. Между тем, у официального Тбилиси есть повод для определенной озабоченности. Россия, как известно, собирается создать в Абхазии пункт базирования Черноморского флота. А до этого получила в собственность знаменитую дачу Хрущева в Пицунде. Южная Осетия намекает, что готова, при ряде условий, воссоединится с большим соседом.
В целом, если разобраться, у всех трех государств, что посетил генсек НАТО, есть свои претензии к России».
Политолог Сергей Маркедонов подтверждает, что хватка России в Закавказье объективно ослабла, а турецкая, напротив, усилилась. Теперь Запад хотел бы гомогенизировать пространство безопасности в одном из ключевых регионов Евразии. Но для реализации этой амбициозной задачи нужна качественная инвентаризация кавказских проблем, чем и занималось ведомство Столтенберга во время и после его турне:
«В этих условиях НАТО важно провести „сверку часов“ в стратегически важном регионе. По-прежнему партнером номер один на Кавказе у Альянса остается Грузия. Эта страна имеет неформальный статус „аспиранта“. И только в ней прошел (правда, в далеком уже 2008 году) референдум о членстве в НАТО, получивший поддержку избирателей.
Но не Грузией единой. При всех издержках и обременениях участие Турции в Альянсе считается стратегически оправданным и выгодным. Но Анкара — ключевой союзник Баку. При этом Азербайджан рассматривается, как сложный и неудобный сосед для Ирана, имеющий к тому же, союзнические отношения с Израилем. Да, сегодня отношения Запада и Баку переживают определенные сложности, но в НАТО хотели бы купировать все возможные сложности.
Конечно же, в Брюсселе заинтересованы в ослаблении связки Армения-ОДКБ. И официальные споуксмены Альянса не раз выражали публичный оптимизм относительно армянских перспектив по сближению с НАТО. Но было бы неверным сводить интересы Брюсселя только и исключительно к «переформатированию» внешней политики Армении. Они намного шире. Альянс хотел бы купировать возможности нового вооруженного конфликта между Ереваном и Баку и обеспечить региональный порядок под своей эгидой. С минимизацией влияния Москвы, Пекина и Тегерана. Здесь, что называется, без иллюзий…»
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян отмечает, что за последние годы Россия так и не выработала четкой политики в отношении Кавказа, а потому итог закономерен:
«Лет десять назад российские политологи где-то прочитали про концепцию „мягкой силы“ и стали вставлять ее куда ни попадя. В реальности „мягкая сила“ — это один из трех ключевых видов борьбы — геокультурная борьба, борьба смыслов. В экономике ее аналогом является борьба стандартов.
У современной России нет смыслов, которые были бы интересны и значимы для окружающего пространства. Нужно понимать, что Закавказье Россия уже проиграла. Собственно, и Северный Кавказ тоже. Пока у пограничных территорий есть перспектива получения дотаций из центра, они будут рассказывать истории про верных пехотинцев. Но кроме дотаций, с остальной Россией их уже мало что связывает. Нет общих смыслов — нет связей».