Ирина Мишина
До этого Минпросвещения выпустило проект приказа, который предлагал исключить Обществознание из программы 6-8 классов. Предполагается оставить всего 1 час в неделю в 9 классе. Кроме того, в 10-м классе на обществознание также предлагают отводить один час в неделю. Программу 11-го класса планируют оставить без изменений — два урока в неделю.
«Тема сложная, комплексная. Ведь основы Обществознания закладываются в начальной школе, где преподают Окружающий мир. Важно не количество часов, а их смысловое наполнение, качество преподавания. К тому же дети и так перегружены», — считает директор школы №109 Москвы, доктор педагогических наук Евгений Ямбург.
Тем не менее, в межрегиональном профсоюзе педагогических работников «Учитель» нам сообщили, что обращение на имя министра просвещения уже направлено.
«Да, мы направили письмо в Минпрос, под ним уже есть 3 тысячи подписей, но их сбор продолжается, мы надеемся собрать еще больше. Мы настаиваем на сохранении Обществознания в программе с 6 класса, и нас в этом поддерживают родители, в петиции есть и их подписи. Уже после возвращения предмета обратно в программу можно говорить о его корректировке с учетом требований времени», — заявил «НИ» член межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель», преподаватель и Истории и Обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
Тут стоит заметить: Обществознание — это наверное, самый популярный предмет, который дети сдают на ЕГЭ. И одного часа в неделю на подготовку к экзамену никак не достаточно. В противном случае вся подготовка ляжет на родителей и репетиторов, что потребует от семьи дополнительных затрат.
«Я как эксперт ЕГЭ могу сказать, что это вопрос уже обсуждается, и скорее всего вузы, которые принимали в качестве обязательного Обществознание, будут принимать вместо него Историю. Вообще, в процессах, которые происходят в школьной программе, я в последнее время не могу найти логики. Вместо единой картины мира, которую дает Обществознание, детей пичкают набором новых совершенно бесполезных предметов», — считает член профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания из г. Режа Свердловской области Марина Шарова.
Действительно, в школьной программе в последнее время появляется большое количество предметов, которые не задерживаются надолго в программе, не оставляя следа и в детском сознании.
«Вводили в программу Финансовую грамотность, потом отменили. Потом преподавали Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДКНР), тоже отменили. После этого ввели профориентацию под названием „Горизонты“. А теперь вот еще хотят ввести Семьеведение. Почему нельзя оставить в программе в должном объеме Обществознание — предмет, который дает комплексную, единую картину мира?», — удивляется учитель Истории и Обществознания из г. Режа Свердловской области Марина Шарова.
Учителя и родители не довольны и тем, что, урезая числе часов обществознания, детей по сути отрывают от обсуждения реальности и процессов, происходящих в обществе. Ведь для многих Обществознание было серьезным подспорьем при вхождении во взрослую жизнь.
«Речь идет не просто о сокращении часов. В программе сокращаются важные темы по содержанию. Например, полностью уходит тема прав человека, прав и свобод граждан. Изъяты такие разделы, как социология, разговоры о власти. У учителей и родителей возникает ощущение, что детей попросту хотят оторвать от действительности, от понимания процессов, происходящих в обществе. Есть подозрение, что все это также связано с новым учебником по истории Мединского. Но даже увеличив число часов истории, мы не дадим детям понимания того, что происходит здесь и сейчас», — считает учитель Истории и Обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
Учителя считают, что, вступая во взрослую жизнь, дети должны знать свои права и обязанности. Обществознание могло дать детям и понимание своей ответственности, ведь в программе были основы Права.
«Именно Обществознание учит детей словесно-логическому мышлению и дает представление о единой картине мира. Это, если хотите, важный предмет для формирования полноценного, грамотного члена общества. А мы хотим все это заменить экскурсом в прошлое», — считает учитель истории и обществознания из Свердловской области Марина Шарова.
Учителя и сами ученики считают, что выход из создавшейся конфликтной ситуации — в широком общественном обсуждении инициатив Минпросвещения, которые касаются миллионов учеников, да и их родителей тоже.
«Перед тем, как принимать такие решения, было бы правильно организовать обсуждение реформы, нового учебного плана, а также услышать мнение всех сторон, включая детей», -считает учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.