Posted 14 марта, 06:00
Published 14 марта, 06:00
Modified 15 марта, 06:28
Updated 15 марта, 06:28
Ирина Мишина
Россиянам стали массово приходить требования о доплате значительных сумм — от 300 до 840 тыс. рублей утилизационного сбора за машины, ввезенные по параллельному импорту. Проблема коснулась 7 тыс. автовладельцев.
Люди, заказывавшие авто для личного пользования и рассчитывавшие на оплату сбора по льготным коэффициентам, были разочарованы. Федеральная таможенная служба рассчитала их по коммерческим ставкам — как для машин, ввоз которых осуществляли дилеры. Претензии Федеральной таможенной службы коснулись и самих посредников — здесь требования доходят до миллионов рублей.
Это произошло из-за новых правил, которые ввело правительство России. Порядок расчетов размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза — теперь под строгим контролем.
С 1 апреля 2024 года в России исчезнет возможность ввозить новые автомобили с оформлением на физлиц без уплаты дополнительных платежей. В соответствии с постановлением правительства теперь при ввозе через российскую таможню за такие автомобили придется уплачивать все положенные акцизы и налоги. А если машина идет через страны Таможенного союза — уплачивать и утилизационный сбор (306 тыс. руб.). Используемые сейчас различные, в том числе серые, схемы запретят.
То же самое будет касаться параллельного импорта из республики Беларусь и Казахстана. Там свои тарифы и правила ввоза, но сэкономить на покупке иномарки теперь, после введения новых правил, не получится.
Директор дилерского центра «Автогалерея» Владимир Иванов рассказал, при растаможке популярного кроссовера Geely Monjaro, который в Киргизии стоил почти в четыре раза меньше, чем в России (3000 долларов против 12500 долларов), с апреля придется доплачивать разницу в 9 000 долларов.
«Это связано с единой системой управления рисками, которую планируют запустить на территории Евразийского экономического союза. В него входят Киргизия, Казахстан и республика Беларусь. Через них идет основной поток автомобилей по параллельному импорту, потому что так выгоднее, чем возить их напрямую в Россию. Но с весны правила таможенных сборов изменятся», — пояснил Владимир Иванов.
И привел пример.
«Сейчас Geely Monjaro по параллельному импорту в Перми продают за 3,65 млн рублей. Если к этой сумме добавить 9 тысяч евро, получится 4,5 млн рублей. По прямому импорту в дилерских центрах с гарантией и дополнительными опциями автомобиль можно купить за 4,9 млн рублей. Покупателю будет проще взять его у официального дилера. А по параллельному импорту станет ввозить невыгодно», — добавил автодилер.
Сегодня тысячи авто китайских брендов российские юрлица активно ввозят в страну через Кыргызстан. Там их растаможивают по льготной ставке и везут в РФ. Если с 1 апреля 2024 г. разницу в таможенных платежах Кыргызстана России начнут доначислять, то возможность ввозить и, соответственно, затем продавать в России авто по меньшей цене закроется.
Правительство России уже направило свои рекомендации странам ЕАЭС с просьбой раскрывать всю систему платежей, которая была достаточно запутанной.
«Навариваются от ввоза машин в Россию сейчас те страны, где растаможивают авто при покупке, а России не достается ничего. Ввоз машин, например, через Киргизию и Казахстан идет через юрлица с занижением таможенной стоимости, часто — в разы, в результате чего снижается стоимость растаможки. Потом автомобиль оперативно „перекидывают“ на физическое лицо, чтобы заплатить утилизационный сбор в 3400 рублей, а не коммерческий утилизационный сбор, который доходит до 1,3 млн рублей. Все это сопряжено, конечно, с подделкой документов. В итоге все экспортные пошлины идут в Киргизию, Армению, Казахстан, а России не достается ничего», — пояснил «НИ» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Чтобы это устранить, премьер-министр Мишустин распорядился, чтобы с 1 апреля третьи страны раскрывали сумму таможенных сборов.
«Премьер-министр Мишустин направил в Евразийскую комиссию предложение другим странам делиться с Россией информацией о стоимости и схемах растаможки автомобилей. Если страны ЕАЭС поддержат это предложение, то в России все недоплаченное — и утильсбор, и стоимость растаможки — доначислят, платить в конечном счете будет покупатель. „Пострадавших“ будет много, через третьи страны ввозили сотни тысяч автомобилей. С 1 апреля все платежи станут прозрачными, Россия должна будет их знать», — резюмировал Антон Шапарин.
Вообще, новые схемы могут ударить по тысячам автомобилистов. По итогам 2023 г. через страны ЕАЭС в Россию ввезли пятую часть всего объема новых легковых автомобилей. Из 707 тыс. импортированных машин 8% пришлось на Кыргызстан, 6% — на Казахстан, 2% — на Белоруссию и 1% — на Армению. 80% ввезли напрямую из Китая — через дилеров или параллельным импортом. Все это естественно уменьшало поступления в федеральный бюджет, и речь шла о недополучении в бюджет миллионов рублей.
Как конкретно действовали эти серые схемы, «НИ» рассказал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он уточнил, что это касалось в основном системы растаможки.
«Владелец купил автомобиль на цене 50 тысяч долларов, а заявил, что по цене 10 тысяч и платит меньший таможенный сбор. Например, в Белоруссии машина оформлялась как бы на белорусского инвалида, и плата за растаможку составляла всего 50%. Сейчас эта схема не будет больше работать. Если этот белорусский инвалид не сам будет ездить, а решит продать машину в Россию, покупатель будет платить разницу. Если машина была растаможена по заниженной цене, придет весьма чувствительное доначисление от российских таможенных служб, а машина может быть отправлена на склад временного хранения. В общем, сэкономить теперь будет невозможно», — сообщил координатор «Синих ведерок».
Все эти меры еще больше ужесточат правила ввоза автомобилей в Россию. Осенью прошлого года власти уже регулировали импорт машин частными лицами. С начала 2023 г. положения об утильсборе регулировали дважды. С 1 августа повысили коэффициенты к базовым ставкам: от 81,2 тыс. руб. (авто младше 3 лет с двигателем меньше 1 л) до 1,62 млн (авто старше трех лет с двигателем больше 3,5 л).
Так или иначе, импортных машин в ближайшее время станет еще меньше.
Кому от этого будет лучше?
«Автопарк устаревает. Будет больше смертей. Но видимо Мантурова это мало волнует», — пишет в соцсетях Дмитрий.
«А какого лешего все на „москвичи“ не пересели? Сколько денег на рекламу потрачено, надо возместить пошлиной. Ещё надо „Волгу“ возродить чудом, Оку и что там ещё было», — пишет в соцсетях пользователь под ником RE.
Власти в очередной раз ненавязчиво дают понять, что пора покупать в первую очередь отечественный автопром.