Дроны против НПЗ: приведут ли атаки БПЛА к новому топливному кризису

14 марта, 10:47
Первая атака украинского дрона на НПЗ в Туапсе была в феврале 2023 года. Спустя год направление удара БПЛА предельно понятно: НПЗ, нефтебазы и трубопроводы. Дроны бьют по заводам, снабжающим Центральный округ всеми видами топлива — дизелем, бензином, авиационным керосином. Чем грозят эти атаки?

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Удары украинских БПЛА по объектам нефтянки России случались за два года СВО не один раз. Год назад загорелся НПЗ в Туапсе, в августе дрон атаковал брянский завод и нефтебазу. Сами удары носили случайный характер, а эффект от них был больше для «картинки» в телеграм-каналах.

С осени 2023 года ситуация начала меняться, число ударов росло, урон — тоже. С января 2024 года удары беспилотников по нефтяным предприятиям стали не только видимыми, но и ощутимыми.

Март превзошел все нехорошие ожидания нефтяников. За неполные полмесяца семь предприятий были атакованы. Два налета на лукойловский НПЗ в Кстове лишил московский регион половины бензина и дизеля. Удар по рязанскому заводу имел целью прервать поставки не только моторного топлива, но и авиационного керосина.

На горизонте замаячил вопрос: грозит ли новый топливный кризис уже не от санкций или неудачных действий властей, а от разрушения нефтяной инфраструктуры.

Какие НПЗ снабжают Центральный регион страны

Поставки топлива в Москву, Подмосковье и Московский регион обеспечивают в основном четыре завода: Ярославский, Московский, Рязанский и Нижегородский НПЗ. Самый крупный из них и третий по стране — Рязанская нефтеперерабатывающая компания. По данным 2021 года, в Рязани выпускали 17, 1 миллионов тонн. Сейчас данные о том, сколько и какую продукцию выпускает завод, засекречены.

Нижегородский НОРСИ, принадлежащий Лукойлу, следует в рейтинге сразу за Рязанью. Здесь выпускают 17 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Завод в Кстове пострадал трижды — в декабре прошлого года, но незначительно, в январе и прошлой ночью.

«Ярославнефтеоргсинтез» входит в десятку самых крупных нефтеперерабатывающих предприятий страны. Его установленная мощность — 15 млн тонн в год.

Московский НПЗ, принадлежащий «Газпромнефти», замыкает кагорту крупных поставщиков бензина и другого топлива в столицу и область. На нем вырабатывают 11 миллионов тонн нефтепродуктов в год.

Из 4 топливных гигантов 2 понесли урон от ударов дронов.

Какие повреждения нанесли дроны, и как это скажется на выработке топлива

Нефтяные компании не дают информации о характере повреждений и о том, как это скажется на поставках бензина, дизеля и авиационного керосина. «НИ» обсудили этот вопрос с экспертами и получили их оценку ситуации.

Больше всего пострадал НПЗ Лукойла в Нижегородской области — за последние три месяца дроны атаковали его три раза и наносили ущерб разной степени. Последний удар может быть самым ощутимым. Там выбыла установка по переработке 9 миллионов тонн первичной переработки нефти. НОРСИ работал с высокой степенью загрузки. Она составляла 85-90% от максимальной мощности.

В декабре, а затем в январе этого года была выведена из строя крекерная установка. Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев напоминает, что частичное разрушение оборудования установки затронуло производство бензина:

— У Лукойла были определённые опции по маневрированию. То, что мы видели в январе, когда эта установка уже практически не работала, загрузка НПЗ снизилась по первичной мощности до 78%. Из-за того, что эта установка не будет работать, АВТ-6 — 9 млн тонн из 17 млн тонн установленной мощности, мы увидим всё-таки снижение загрузки до 40% — 45%, и это означает дополнительную потерю объёмов и по бензину, и по дизельному топливу. Мы можем потерять 80 — 100 тыс тонн в месяц предложения от Нижегородского НПЗ.

Ситуация с Рязанским НПЗ, принадлежащим «Роснефти», пока не очень ясная.

— Рязанская НКБ, безусловно, один из трёх ключевых НПЗ, которые снабжают Московский регион и Центральную Россию топливом, и у завода очень существенная роль не только по бензину, но и по авиакеросину, то есть, наряду с Ярославлем и, в меньшей степени, Московским НПЗ, это очень важный завод.

Рынок потеряет топливо, а компании — деньги

Установки, которые были атакованы БПЛА, были остановлены. Они не будут производить топливо, которое распланировано на месяцы вперед. Нет продукции — нет оборота м прибыли. Помимо этого, и Лукойл, и Роснефть будут вынуждены потратить десятки миллионов долларов на ремонт оборудования.

Денежные потери — это одно, однако из-за санкций оборудование заменить будет чрезвычайно сложно. Это показали сроки ремонта поврежденной крекерной установки на Лукойле. Сначала Минэнерго успокаивало отрасль и граждан — ремонт не займет больше полутора месяцев. Эти сроки прошли, ремонт с мертвой точки не сдвинулся. Теперь Александр Новак называет другую дату — конец мая. Хорошо, если к «высокому сезону» по топливу — отпускам — оборудование будет поставлено, и производство возобновится.

Если по дизелю у экспертов прогноз нейтральный, то с поставками бензина может начаться напряженка.

— С бензином баланс может быть более напряжённый, потому что традиционно внутреннее производство превышает спрос на 8% — 15% в зависимости от времени года. Летом спрос высокий, разница, которая отправляется на экспорт меньше, зимой — больше. Сейчас мы понимаем, что из-за того, что выбыла установка на Нижегородском НПЗ, могут быть проблемы в Рязани, были определённые сложности в Волгограде тоже из-за атак дронов, да, потенциально это может означать, что предложение будет несколько ниже, чем спрос, — говорит Сергей Кондратьев.

Нефтебазы, РЖД и прочая логистика

Из-за запрета экспорта бензина рынок этого моторного топлива будет легче сбалансировать и не допустить дефицита. Но всегда есть сразу несколько «но».

Чтобы бензин был на заправках без перебоев, сейчас отрасли нужно заняться логистикой. Чтобы подойти к лету с высоким запасом топлива, нужно уже сейчас начать накапливать его на нефтебазах. Не стоит забывать, что и нефтехранилища входят в список целей украинцев. Помимо закачки бензина даже в больших, по сравнению с привычными, объемах, вопрос о защите баз выходит на первый план. За два года нефтебазы были атакованы 13 раз, и это не считая хранилищ авиационного керосина при атаках на аэродромы.

Политолог Анатолий Несмиян считает, что следующей целью могут стать объекты логистики:

«Удары беспилотников будут перенесены на объекты логистики — перевалочные центры. Учитывая, что стране их всего четыре, из которых два уже находятся в пределах досягаемости беспилотников — Санкт-Петербург/Усть-Луга и Новороссийск, то топливный кризис может стать хроническим с периодическими обострениями.»

Другая проблема логистики нефтепродуктов — транспортировка из по железной дороге.

— В прошлом году железная дорога была перегружена. Она перегружена и сейчас, из-за того что мы перенаправляем экспортные потоки на восток, и понятно, что всё непросто. У нас были ситуации, когда оптовые потребители могли ждать топлива вместо 10 дней — 20 и больше, — напоминает Сергей Контдратьев.

Если запасы топлива будут небольшими, а транспортные потоки по ж/д не отладятся, то на локальном уровне возможны сложности, предупреждает эксперт. Это и понятно: если бензин или дизель не доехал до места назначения, то на заправке его не будет.

Цены на нефтепродукты будут расти

Оптовые цены на бензин и дизель на фоне ударов дронов по НПЗ в европейской части страны вернулись на уровень сентября 2023 года до введения запрета на экспорт дизеля.

Бензин марки АИ-92 на бирже в Санкт-Петербурге вырос в цене до 48,7 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — до 59,1 тыс. руб./т. По стране бензин подорожал еще больше: АИ-92 — до 48,18 тыс. руб./т, АИ-95 — до 60,6 тыс. руб. за тонну. Цены на бензин начали расти сразу после того, как стало известно о повреждениях, и рост их существенный, отмечает Сергей Кондратьев:

— Мы последние два дня видим, что биржевые цены растут на 1% — 2% в день. Это высокие темпы. Мы понимаем что во многом — это эмоциональная оценка ситуации, потому что многие трейдеры на рынке не могут точно сказать, какие будут последствия на горизонте нескольких недель, удастся ли эти мощности быстро вернуть в строй. Эти происшествия могут оказать существенное влияние на баланс рынка, если будут опасения того, что это приведёт к дефициту топлива и того, что пройти пиковый сезон будет непросто. Пока таких опасений нет.

В России есть достаточное количество потоков, которые можно перенаправить, Например, Нижегородский НПЗ может загружать свои установки вторичной переработки, даже если АВТ-6, поврежденная дроном, не будет работать.

В России есть еще палочка-выручалочка — Белоруссия. Единственный союзник России, как известно, профицитна по бензину. Когда в России были топливные кризисы, именно оттуда шли поставки.

Но самый главный вопрос сейчас даже не цена или сроки ремонта, а безопасность нефтегазового комплекса. Сейчас самое главное — защитить НПЗ от атак БПЛА. Нефтяники уже с 2020 года закупают противодроновое оборудование, как это делали в Ярославле. Но возможности отрасли ограничены. Хотя нужно сказать — защита заводов от военной угрозы — это не задача нефтяников, а государства.

#Топливо #Спецпроекты #БПЛА #Цены на топливо #Беспилотник БПЛА #Россия #Нефтебаза #НПЗ #Дроны БПЛА #Дизельное топливо #Цена #Ударный БПЛА
Подпишитесь